27.08.2018
Архитектурный ансамбль, оформляющий небольшую площадь, которая «карманом» отходит от одной из главных магистралей средневековой Бухары.
МИНАРЕТ КАЛЯН («Великий минарет») сооружен в 1127 г. взамен двух предыдущих, один из которых, с деревянным верхом, сгорел, а другой, кирпичный, рухнул. Строители обеспечили минарету Калян большую прочность, очень глубоко опустив в землю монолитный фундамент и придав сильные пропорции. Круглый ствол, резко утоняющийся вверх, увенчан фонарем, над которым высятся остатки верхнего звена. Строительные кладки и облицовки исполнены из жженого кирпича. Ствол членят концентрические пояса разнообразного по построению геометрического орнамента, с куфическими письменами в одном из них; сталактитовые венцы поддерживают и завершают фонарь с шестнадцатью открытыми арками. Минарет служил башней для созыва на молитву, военно-обсервационным пунктом, а в годы Бухарского эмирата - местом публичной казни. Доныне минарет Калян является главной вертикальной доминантой города, откуда открывается широкая панорама Бухары.
МАСДЖИДИ-КАЛЯН-соборная мечеть Бухары. Возведена в первой половине XV в. над остатками средневековой мечети XI - XII вв.; перестройки и добавления в 1514 г. и в середине XVI в. Четырехайванный двор окружен галереей с 288 куполами, основанными на кирпичных столбах. Очень высокое главное здание, замыкающее двор у западного айвана, дает последовательное сочетание сильных по пропорциям объемов: квадратная призма, над ней - восьмерик, затем - цилиндро-конический барабан, над которым возвышается сферо-коническая скуфья купола. Внутренний купол покоится на 16 сводиках над восьмигранником нишевых парусов. В декоре этого сооружения использованы кирпичные мозаики, майолики, кашинные мозаики XV и XVI вв.; в надписях на михрабе сохранилось имя мастера Баязида Пурани. На главном фасаде мечети запечатлены перестройки XVI в. и нанесен новый изразцовый декор. Стены его расчленены настенными арками, а в центре расположен пештак с полувосьмигранным конховым сводом. В разных частях галереи примечательны подкупольные системы щитовидных и сетчатых парусов, выведенных из кирпичей с расшивкой швов. Во дворе, близ соборной мечети находится арочно-купольный павильон (таратхана).
МЕДРЕСЕ МИРИ-АРАБ. 1535/36 г.
Стоит в приеме «кош» на одной оси с Масджиди Калян. Возведено влиятельным шейхом Мири-Арабом Йеменским. Четырехайваяный двор подквадратной формы, со срезами углов, обведен двумя этажами худжр, в углах расположены дарсханы, вдоль главного фасада - вестибюль (в центре), мечеть и гурхана. Большое внимание уделено благоустройству худжр, в виде компактной жилой ячейки с вестибюлем, жилой комнатой и внутристенными нишами и хозяйственными каморками. В средней части главного фасада находится портал с полувосьмигранным сводом, на углах - башенки-гульдаста; между ними простенки расчленены двухъярусными лоджиями, за которыми размещаются мечеть и гурхана с куполами на высоких цилиндрических барабанах с окнами. Архитектурное новаторство бухарских зодчих запечатлено в интерьерах медресе. Особенно парадна гурхана. Ее крестовидный в плане зал перекрывает система пересекающихся арок и щитовидных парусов, завершенная венцом сталактитов, над которым приподнята, отделенная просветами окон, звездчатая чаша купола. В архитектурном убранстве главного и дворовых фасадов, барабанов куполов, панелей и решеток гурханы царит изразцовый декор - в основном резные кашинные мозаики очень тонкой работы с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс. В интерьерах гурханы установлены мраморные надгробия и деревянный кенотаф правителя Мавераннахра Убайдуллахана (ум. в 1537 г.).