21.04.2017
МАГОКИ-АТТАРИ. XII в.; перестройка XVI в.
Небольшая внутриквартальная мечеть связана со средневековым рыночным центром Бухары. От первоначального здания сохранился главный фасад с асимметрично расположенным порталом, на котором сосредоточено основное архитектурное убранство. Оригинальны устои портального свода, где в прямоугольную раму вмонтированы сомкнутые четвертные колонны - пережиток гофр раннесредневековой архитектуры. В декоре портала применены фигурные кирпичные кладки и наборы резных кирпичиков, рельефные гирихи с заполнением плитками резной терракоты, а в обрамлении арки входа - надпись подчерка несхи, выделенная голубой глазурью. Шестиколонный, многокупольный интерьер мечети (перестроен в XVI в.) лишен декора. При раскопках в нем обнаружены над полами фрагменты средневекового резного ганча.
КОМПЛЕКС МАВЗОЛЕЕВ СЕЙФЕДДИНА-БОХАРЗИ И БУЯН-КУЛИ-ХАНА.
Около 1358 г. близ чтимой могилы известного среднеазиатского мистика Сейфеддина-Бохарзи (ум. в 1261 г.) возводится мавзолей монгольского хана БУЯН- КУЛИ-ХАНА (ум. в 1358 г.). Это двухкамерное здание состоит из зиаратханы и гурханы, с узким обводным коридором. Главный фасад, выделенный порталом, приподнят над остальными, прикрывая приземистые купола помещений. На фасадах здания и в интерьере зиаратханы господствует резная поливная терракота (во многих участках утрачена), выполненная крупными плитами, а в сталактитовом заполнении парусов - целыми блоками. В орнаментике господствуют гирихи, имитации на плитах кирпичных кладок, но в основном - тончайшие растительные сплетения и прихотливая вязь надписей. В колорите преобладает ярко-голубой цвет, дополненный белым и синим.
ЗДАНИЕ НАД ПОГРЕБЕНИЕМ СЕЙФЕДДИНА-БОХАРЗИ (2-я половина XIV в.) примыкает к цоколю мавзолея Буян-Кули- хана. Оно также двухкамерное (гурхана и зиаратхана), но отлично по композиции и значительней по масштабам. Оба помещения увенчаны овоидальными куполами; господствует купол зиаратханы. Боковые фасады подчеркнуты сводами в прямоугольных рамах. Главный фасад выделен монументальным порталом (XV в. или XVI в.) со сводом и венчающей аркатурой, башенками на углах и трехъярусными простенками. Интерьер зиаратханы просторен и легок; своеобразны его сталактитовые подкупольные элементы. В гурхане стоит деревянное надгробие конца XIV в., украшенное орнаментальной резьбой с преобладанием замысловатых растительных мотивов и вязью надписей.
ЧАШМА-АЮБ. 1380 г. Культовое мусульманское здание над легендарным колодцем (чашма) пророка Иова (Аюба). Это группа помещений, заключенных в прямоугольник стен, над которыми высятся разные по силуэту купола. Главный из них, конический шатер на высоком барабане, связан с архитектурными традициями Хорезма, откуда Тимур вывез плененных мастеров-строителей. В интерьерах эффектны ганчевые плафоны с нарастающими рядами сталактитов, создающих переход к звездчатым куполам.
КОМПЛЕКС МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА И АБДУЛАЗИС- ХАНА.
Два разновременных здания, разделенные улочкой, возведены в приеме «кош» с порталами на одной оси.
МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА. 1417 г. Зодчий Исмаил бини Тахир Исфахани. Здание медресе имеет двухайванный двор с двумя этажами худжр, дарсханой и мечетью, в которых своеобразны и конструктивно логичны подкупольные системы. Главный фасад выделен порталом, двухъярусными лоджиями и угловыми башенками-гульдаста. Памятник отличает равновесие форм и строгость пропорций. Декор сдержанный, его основу составляют выкладки из глазурованных кирпичей, местами применена майолика. В 1585 г. на главный и дворовые фасады при реставрации были нанесены майоликовые облицовки.
МЕДРЕСЕ АБДУЛАЗИСХАНА. 1652 г. [42-44].
Зодчий Мухаммед Салих, мастера декора Мим Хакан и Мухаммед Амин. Обширный четырехайванный двор охвачен двухэтажной застройкой с усложнением некоторых ее планировочных узлов, объединяющих группы худжр. По лицевому фасаду расположены вестибюль и две дарсханы, в глубине двора на центральной оси - мечеть. Фасад этот имеет традиционный высокий портал, полувосьмигранный свод которого заполнен сталактитами. В декоре портала и дворовых фасадов господствуют кашинные мозаики с мелкоцветочным узором (характерный мотив - цветущий куст в вазе). В интерьерах (в двух дарсханах и в мечети) применены сложные в своем пространственно-геометрическом построении подкупольные системы сталактитов, щитовидных и косоугольных парусов, выполненных из литого ганча. Стены и плафоны здесь покрыты пышноузорными росписями, а стены южной дарсханы украшены еще архитектурными пейзажами индийского стиля.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД («Высокая»), Конец XV в.; XIX в.
Гузарная мечеть одного из богатых кварталов Бухары. Прямоугольное зимнее помещение Г-образно охвачено колонным айваном, служившим летней мечетью. В интерьере деревянный подвесной потолок с центральным прямоугольником, обведенным кессонами, весь покрытый геометрическим орнаментом, - уникальный образец плотницкого дела и столярного мастерства. Михраб и панели стен облицованы тончайшей кашинной мозаикой, а стены покрыты многокрасочной, с обильной позолотой росписью в технике кундаль. В росписи доминируют цветочно-растительный орнамент и надписи сложной вязи почерка сульс. Стройные деревянные колонны со сталактитовыми капителями на мраморных фигурных базах и потолок айвана выполнены в XIX в. взамен древних, возможно близких по типу.
ХАНАКА ХОДЖА ЗАЙНУДДИНА. 1-я половина XVI в. ; XIX в.
Здание располагалось в одном из центральных кварталов Бухары, сочетая назначение ханаки, место захоронения шейха Зайнуддина и гузарной мечети. Прямоугольное в плане, оно состоит из молитвенного зала, группы помещений и колонного айвана. Один из уличных фасадов выделен портальным входом и украшен облицовками, другой - нишей с намогильником. Фасады двора имеют Г-образный айван. Его стройные колонны со сталактитовыми капителями на мраморных базах - частью древние, а частью замененные в XIX в. Они поддерживают балки перекрытия с наборным потолком тонкой столярной работы, прямоугольные поля которого заполнены разнообразными гирихами с многоцветной окраской. Зал перекрыт куполом, как бы парящим в венце сталактитов, основанным на системе арок и сетчатых парусов. Богатый полихромный декор - мозаики и росписи в технике кундаль - украшает интерьер. Во дворе, перед айваном, расположен бассейн, уступы которого в XIX в. были обложены камнем.
КОШ-МЕДРЕСЕ
КОШ-МЕДРЕСЕ состоит из двух противолежащих через улицу медресе: МАДОРИ-ХАН (1566/67 г.) и АБДУЛЛАХАНА (1588-1590 гг.). Первое из них небольшое, двухэтажное; главный фасад, имеет скос в соответствии с участком застройки и направлением ранее сложившейся улицы. Двор двухайванный, в углах расположены дарсханы, на углах главного фасада - башенки- гульдаста. Скромный декор из резных кирпичей и плит майолики украшает этот фасад. МЕДРЕСЕ АБДУЛЛАХАНА весьма значительное по размерам. План его, хотя и сохраняет традиционную организацию помещений вокруг четырехайванного двора, сильно усложнен. Помимо худжр, обращенных во двор, ряд их расположен по главному фасаду - перед мечетью и дарсханой; в углах они сочетаются с подсобными восьмигранными комнатками, с двух сторон, на осях двора, образуют самостоятельные блоки. Оригинальна западная группа помещений медресе, состоящая из октогонального зала, хорошо освещенного подкупольным венцом окошек, и окружающих его двух этажей худжр. В пространственном построении перекрытий мечети и дарсханы конструктивная основа кирпичных пересекающихся арок и щитовидных парусов декоративно дополнена ганчевыми распалубками, сетчатыми парусами и нервюрами. Купола приподняты на барабанах с большими окнами, откуда в интерьеры поступает много света. В декоративном убранстве внешних и дворовых фасадов медресе использованы наборы из глазурованных кирпичей и майолики сине-голубой гаммы. Дверь главного входа выполнена тонкими столярными наборами из профилированных брусочков, образующих гирих и резных узорных вставок.
МЕДРЕСЕ И МЕЧЕТЬ ГАУКУШОН. 2-я пол. XVI в.; XIX в.
Возведенное на трапециевидном участке, МЕДРЕСЕ ГАУКУШОН имеет пятиугольный план, что отразилось и на неправильной конфигурации худжр, окружающих прямоугольный, со срезанными углами двухайванный двор. В углах здания расположены дарсханы и мечеть. Главный фасад выделен порталом, тимпаны которого заполнены майоликами с узором из растительных сплетений. Параллельно к медресе, отделенная от нее древним каналом Шахруд, высится обширная Мечеть Гаукушон (или Ходжа). Она имеет двухайванную дворовую композицию со столпно-арочными галереями и высоким купольным зданием на главной оси. Вход в мечеть выделен пештаком; у внешнего угла ее стоит минарет, повторяющий в меньшем масштабе композицию и мотивы декора минарета Калян.
ЛЯБИ-ХАУЗ.
Второй после Пои-Калян центральный ансамбль Бухары. Три монументальных здания обрамляют водоем.
МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ (1568/69 г.) имеет очень крупные размеры. Вокруг продолговатого двухайванного двора расположены два этажа худжр, часть которых сгруппирована взаимосвязанными узлами. Главный фасад, вдоль которого расположены мечеть, вестибюль и дарсхана, традиционен в своем решении - это портал, угловые башенки-гульдаста, двухъярусные арочные лоджии в простенках. Боковые же фасады медресе необычны: в их втором ярусе размещены аркады лоджий, обращенные на улички. В декоре главного и дворового фасадов - майолики невысокого качества, скудные по колориту. В интерьерах поражает необыкновенное разнообразие сложных сетчато-звездчатых плафонов, выложенных из жженого кирпича с белой затиркой швов или же отлитых из ганча. Остальные сооружения ансамбля связаны с деятельностью видного сановника Надира-Диван-биги.
ХАНАКА НАДИРА-ДИВАН-БИГИ (2-е десятилетие XVI в.).
Прямоугольное здание с центральным крестовидным залом и двумя этажами угловых подсобных помещений. Главный фасад выделен угловыми башнями и вытянутым вверх порталом, боковые - айванами на всю высоту стен. Обширный бассейн - ЛЯБИ-ХАУЗ (1620 г.) является организующим элементом всего ансамбля. Он прямоугольный, со срезанными углами, обведен каменными уступами для спуска к воде.
МЕДРЕСЕ НАДИРА-ДИВАН-БИГИ (1622 г.). Было возведено как караван-сарай, но сразу же преобразовано в медресе. Перестройки затронули лишь портал, план остался прежним - двор, обведенный худжрами, из которых угловые использовались в качестве дарсханы. Для внешних облицовок применены кирпичные и кашинные майолики, где среди обычных стилизованно-растительных мотивов выделяются изображения летящих фениксов.
ХАНАКА ФАЙЗАБАД. 1598/99 г.
Здание с центральным залом и группой худжр, обведенное с трех сторон открытой арочно-купольной галереей. Главный фасад имеет трехступенчатое построение от арок галереи к двухъярусным нишам, а от них к сводчатому порталу. Центральный сферо-конический купол покоится на многограннике с оконными проемами. Необыкновенно эффектен интерьер центрального зала, где чаша купола, приподнятая на тонком сплетении сетчатых парусов, расписана темным силуэтным узором по светлому фону.
БАЛА-ХАУЗ.
МЕЧЕТЬ БАЛА-ХАУЗ включает продолговатое, перекрытое куполом зимнее помещение (1712 г.) и расположенный перед ним айван летней мечети (начало XX в.). Айван имеет два ряда очень стройных колонн с грибовидными сталактитовыми капителями; его балочное перекрытие украшено плафоном с геометрической разбивкой; торцовая стена расчленена арками лоджий, михрабов и входов. Перед мечетью находится обширный Бассейн Бала-Хауз и высится небольшой, построенный в 1917 г. зодчим усто Ширин Мурадовым Минарет, подражающий композиции и кирпичному убранству минарета Калян.
ЧОР-МИНОР («Четыре минарета», 1807 г.).
Под этим названием известно медресе Халифа Ниязкул, которое включает дворик, с двух сторон обстроенный одноэтажными худжрами, колонный айван летней мечети, бассейн, облицованный каменными блоками, и оригинальный вход: центрическую четырехарочную постройку с куполом, над угловыми устоями которой возвышаются четыре башни, увенчанные голубыми куполками.