МАГОКИ-АТТАРИ. XII в.; перестройка XVI в.

Неболь­шая внутриквартальная мечеть свя­зана со средневековым рыночным цен­тром Бухары. От первоначального зда­ния сохранился главный фасад с асим­метрично расположенным порталом, на котором сосредоточено основное архитектурное убранство. Оригиналь­ны устои портального свода, где в прямоугольную раму вмонтированы сомкнутые четвертные колонны - пере­житок гофр раннесредневековой архи­тектуры. В декоре портала применены фигурные кирпичные кладки и наборы резных кирпичиков, рельефные гирихи с заполнением плитками резной тер­ракоты, а в обрамлении арки входа - надпись подчерка несхи, выделенная голубой глазурью. Шестиколонный, многокупольный интерьер мечети (пе­рестроен в XVI в.) лишен декора. При раскопках в нем обнаружены над пола­ми фрагменты средневекового резного ганча.

 КОМПЛЕКС МАВ­ЗОЛЕЕВ СЕЙФЕДДИНА-БОХАРЗИ И БУЯН-КУЛИ-ХАНА.

Около 1358 г. близ чтимой могилы известного сред­неазиатского мистика Сейфеддина-Бохарзи (ум. в 1261 г.) возводится мав­золей монгольского хана БУЯН- КУЛИ-ХАНА (ум. в 1358 г.). Это двухкамерное здание состоит из зиаратханы и гурханы, с узким обводным коридором. Главный фасад, выделен­ный порталом, приподнят над осталь­ными, прикрывая приземистые купола помещений. На фасадах здания и в интерьере зиаратханы господствует резная поливная терракота (во многих участках утрачена), выполненная круп­ными плитами, а в сталактитовом за­полнении парусов - целыми блоками. В орнаментике господствуют гирихи, имитации на плитах кирпичных кла­док, но в основном - тончайшие расти­тельные сплетения и прихотливая вязь надписей. В колорите преобладает ярко-голубой цвет, дополненный бе­лым и синим.   

ЗДАНИЕ НАД ПО­ГРЕБЕНИЕМ СЕЙФЕДДИНА-БО­ХАРЗИ (2-я половина XIV в.) при­мыкает к цоколю мавзолея Буян-Кули- хана. Оно также двухкамерное (гурхана и зиаратхана), но отлично по композиции и значительней по масш­табам. Оба помещения увенчаны овоидальными куполами; господствует ку­пол зиаратханы. Боковые фасады под­черкнуты сводами в прямоугольных рамах. Главный фасад выделен мону­ментальным порталом (XV в. или XVI в.) со сводом и венчающей арка­турой, башенками на углах и трехъ­ярусными простенками. Интерьер зиа­ратханы просторен и легок; своеобраз­ны его сталактитовые подкупольные элементы. В гурхане стоит деревянное надгробие конца XIV в., украшенное орнаментальной резьбой с преоблада­нием замысловатых растительных мо­тивов и вязью надписей.

 ЧАШМА-АЮБ. 1380 г. Культовое мусульманское здание над легендарным колодцем (чашма) про­рока Иова (Аюба). Это группа поме­щений, заключенных в прямоугольник стен, над которыми высятся разные по силуэту купола. Главный из них, кони­ческий шатер на высоком барабане, связан с архитектурными традициями Хорезма, откуда Тимур вывез пленен­ных мастеров-строителей. В интерь­ерах эффектны ганчевые плафоны с нарастающими рядами сталактитов, создающих переход к звездчатым ку­полам.

 КОМПЛЕКС МЕД­РЕСЕ УЛУГБЕКА И АБДУЛАЗИС- ХАНА.

 Два разновременных здания, разделенные улочкой, возведены в приеме «кош» с порталами на одной оси.

 МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА. 1417 г. Зодчий Исмаил бини Тахир Исфахани. Здание медресе имеет двухайванный двор с двумя этажами худжр, дарсханой и мечетью, в кото­рых своеобразны и конструктивно ло­гичны подкупольные системы. Глав­ный фасад выделен порталом, двухъ­ярусными лоджиями и угловыми башенками-гульдаста. Памятник отличает равновесие форм и строгость пропорций. Декор сдержанный, его основу составляют выкладки из глазу­рованных кирпичей, местами приме­нена майолика. В 1585 г. на главный и дворовые фасады при реставрации были нанесены майоликовые облицов­ки.

МЕДРЕСЕ АБДУЛАЗИСХАНА. 1652 г. [42-44].

Зодчий Мухаммед Са­лих, мастера декора Мим Хакан и Мухаммед Амин. Обширный четырехайванный двор охвачен двухэтаж­ной застройкой с усложнением неко­торых ее планировочных узлов, объ­единяющих группы худжр. По лице­вому фасаду расположены вестибюль и две дарсханы, в глубине двора на центральной оси - мечеть. Фасад этот имеет традиционный высокий портал, полувосьмигранный свод которого за­полнен сталактитами. В  декоре пор­тала  и дворовых фасадов господ­ствуют кашинные мозаики с мелко­цветочным узором (характерный мо­тив - цветущий куст в вазе). В ин­терьерах (в двух дарсханах и в ме­чети) применены сложные в своем пространственно-геометрическом по­строении подкупольные системы ста­лактитов, щитовидных и косоуголь­ных парусов, выполненных из литого ганча. Стены и плафоны здесь по­крыты пышноузорными росписями, а стены южной дарсханы украшены еще архитектурными пейзажами индийско­го стиля.

МЕЧЕТЬ БАЛЯНД («Высокая»), Конец XV в.; XIX в.

Гузарная мечеть одного из богатых кварталов Бухары. Прямоугольное зимнее помещение Г-образно охва­чено колонным айваном, служившим летней мечетью. В интерьере деревян­ный подвесной  потолок с цен­тральным прямоугольником, обведен­ным кессонами, весь покрытый гео­метрическим орнаментом, - уникаль­ный образец плотницкого дела и сто­лярного мастерства.  Михраб и панели стен облицованы тончайшей кашинной мозаикой, а стены покрыты многокрасочной, с обильной позоло­той росписью в технике кундаль. В рос­писи доминируют цветочно-раститель­ный орнамент и надписи сложной вязи почерка сульс. Стройные дере­вянные колонны со сталактитовыми капителями на мраморных фигурных базах и потолок айвана выполнены в XIX в. взамен древних, возможно близких по типу.

 ХАНАКА ХОДЖА ЗАЙНУДДИНА. 1-я половина XVI в. ; XIX в.

 Здание располагалось в одном из центральных кварталов Бухары, со­четая назначение ханаки, место захо­ронения шейха Зайнуддина и гузарной мечети. Прямоугольное в плане, оно состоит из молитвенного зала, группы помещений и колонного айвана. Один из уличных фасадов выделен порталь­ным входом и украшен облицовками, другой - нишей с намогильником. Фа­сады двора имеют Г-образный айван. Его стройные колонны со сталактито­выми капителями на мраморных базах - частью древние, а частью заменен­ные в XIX в. Они поддерживают балки перекрытия с наборным потолком тон­кой столярной работы, прямоуголь­ные поля которого заполнены разно­образными гирихами с многоцветной окраской. Зал перекрыт куполом, как бы парящим в венце сталак­титов, основанным на системе арок и сетчатых парусов. Богатый полихромный декор - мозаики и росписи в тех­нике кундаль - украшает интерьер. Во дворе, перед айваном, расположен бас­сейн, уступы которого в XIX в. были обложены камнем.

 КОШ-МЕДРЕСЕ

КОШ-МЕДРЕСЕ состоит из двух противолежащих через улицу медресе:  МАДОРИ-ХАН (1566/67 г.)  и АБДУЛЛАХАНА (1588-1590 гг.). Первое из них не­большое, двухэтажное; главный фа­сад, имеет скос в соответствии с участ­ком застройки и направлением ранее сложившейся улицы. Двор двухайванный, в углах расположены дарсханы, на углах главного фасада - башенки- гульдаста. Скромный декор из резных кирпичей и плит майолики украшает этот фасад.  МЕДРЕСЕ АБДУЛЛА­ХАНА  весьма значительное по размерам. План его, хотя и сохраняет традиционную организацию помеще­ний вокруг четырехайванного двора, сильно усложнен. Помимо худжр, обращенных во двор, ряд их расположен по главному фасаду - перед мечетью и дарсханой; в углах они сочетаются с подсобными восьмигранными комнат­ками, с двух сторон, на осях двора, образуют самостоятельные блоки. Оригинальна западная группа поме­щений медресе, состоящая из октогонального зала, хорошо освещенного подкупольным венцом окошек, и ок­ружающих его двух этажей худжр. В пространственном построении пере­крытий мечети и дарсханы конструктивная основа кирпичных пересекаю­щихся арок и щитовидных парусов декоративно дополнена ганчевыми распалубками, сетчатыми парусами и нервюрами. Купола приподняты на барабанах с большими окнами, от­куда в интерьеры поступает много света. В декоративном убранстве внеш­них и дворовых фасадов медресе ис­пользованы наборы из глазурованных кирпичей и майолики сине-голубой гам­мы. Дверь главного входа выполнена тонкими столярными наборами из профилированных брусочков, об­разующих гирих и резных узорных вставок.

 МЕДРЕСЕ И МЕЧЕТЬ ГАУКУШОН. 2-я пол. XVI в.; XIX в.

 Возведенное на трапециевидном участ­ке, МЕДРЕСЕ ГАУКУШОН имеет пятиугольный план, что отразилось и на неправильной конфигурации худжр, окружающих прямоугольный, со сре­занными углами двухайванный двор. В углах здания расположены дарсханы и мечеть. Главный фасад выделен пор­талом, тимпаны которого заполнены майоликами с узором из растительных сплетений. Параллельно к медресе, отделенная от нее древним каналом Шахруд, высится обширная  Ме­четь Гаукушон (или Ходжа). Она имеет двухайванную дворовую компо­зицию со столпно-арочными галере­ями и высоким купольным зданием на главной оси. Вход в мечеть выделен пештаком; у внешнего угла ее стоит минарет, повторяющий в меньшем масштабе композицию и мотивы де­кора минарета Калян.

 ЛЯБИ-ХАУЗ.

 Вто­рой после Пои-Калян центральный ан­самбль Бухары. Три монументальных здания обрамляют водоем.

 МЕДРЕ­СЕ КУКЕЛЬДАШ (1568/69 г.) имеет очень крупные размеры. Вокруг продолговатого двухайванного двора расположены два этажа худжр, часть которых сгруппирована взаимосвязанными узлами. Главный фасад, вдоль которого расположены мечеть, вести­бюль и дарсхана, традиционен в своем решении - это портал, угловые башенки-гульдаста, двухъярусные арочные лоджии в простенках. Боковые же фасады медресе необычны: в их вто­ром ярусе размещены аркады лоджий, обращенные на улички. В декоре глав­ного и дворового фасадов - майолики невысокого качества, скудные по колориту. В интерьерах поражает необыкновенное разнообразие слож­ных сетчато-звездчатых плафонов, вы­ложенных из жженого кирпича с белой затиркой швов или же отлитых из ганча. Остальные сооружения ансам­бля связаны с деятельностью видного сановника Надира-Диван-биги. 

ХА­НАКА НАДИРА-ДИВАН-БИГИ (2-е десятилетие XVI в.).

 Прямоуголь­ное здание с центральным крестовид­ным залом и двумя этажами угловых подсобных помещений. Главный фа­сад выделен угловыми башнями и вытянутым вверх порталом, боковые - айванами на всю высоту стен. Обшир­ный бассейн - ЛЯБИ-ХАУЗ (1620 г.) является организующим элементом всего ансамбля. Он прямоугольный, со срезанными углами, обведен камен­ными уступами для спуска к воде.

 МЕДРЕСЕ НАДИРА-ДИВАН-БИГИ (1622 г.). Было возведено как караван-сарай, но сразу же преобразо­вано в медресе. Перестройки затро­нули лишь портал, план остался преж­ним - двор, обведенный худжрами, из которых угловые использовались в качестве дарсханы. Для внешних облицовок применены кирпичные и кашинные майолики, где среди обычных стилизованно-растительных мотивов выделяются изображения летящих фениксов.

 ХАНАКА ФАЙЗАБАД. 1598/99 г.

Здание с центральным залом и группой худжр, обведенное с трех сторон открытой арочно-ку­польной галереей. Главный фасад имеет трехступенчатое построение от арок галереи к двухъярусным ни­шам, а от них к сводчатому порталу. Центральный сферо-конический купол покоится на многограннике с окон­ными проемами. Необыкновенно эффектен интерьер центрального зала, где чаша купола, приподнятая на тонком сплетении сетчатых парусов, расписана темным силуэтным узо­ром по светлому фону.

БАЛА-ХАУЗ.

МЕ­ЧЕТЬ БАЛА-ХАУЗ включает продол­говатое, перекрытое куполом зимнее помещение (1712 г.) и расположенный перед ним айван летней мечети (на­чало XX в.). Айван имеет два ряда очень стройных колонн с грибовид­ными  сталактитовыми капителями; его балочное перекрытие украшено плафоном с геометрической раз­бивкой; торцовая стена расчленена арками лоджий, михрабов и входов. Перед мечетью находится обширный Бассейн Бала-Хауз и высится небольшой, построенный в 1917 г. зодчим усто Ширин Мурадовым Ми­нарет, подражающий компози­ции и кирпичному убранству минарета Калян.

ЧОР-МИНОР («Четы­ре минарета», 1807 г.).

Под этим назва­нием известно медресе Халифа Ниязкул, которое включает дворик, с двух сторон обстроенный одноэтажными худжрами, колонный айван летней ме­чети, бассейн, облицованный каменны­ми блоками, и оригинальный вход: центрическую четырехарочную пост­ройку с куполом, над угловыми усто­ями которой возвышаются четыре башни, увенчанные голубыми купол­ками.