18.04.2017
Укрепления Хивы сохранились вокруг Ичан-калы и частично в Дишан-кале. Это мощные глинобитные стены, обведенные рвом и фланкированные множеством полуовальных башен отлогого силуэта, между которыми расположены многочисленные намогильники старинных кладбищ.
В Ичан-кале было четверо ворот, но сохранились трое – северные БАХЧА-ДАРВАЗА, южные ТАШ-ДАРВАЗА, западные ПАЛВАН-ДАРВАЗА, а в Дишан-кале из одиннадцати ворот осталось двое - ХАЗАРАСП-ДАРВАЗА и КОШ-ДАРВАЗА. Ворота укреплены башнями, между которыми устроены крытые сводами проезды; наверху ворот находятся дозорные помещения. Все ворота имеют особый облик, свои пропорции, форму венчаний и свои архитектурные детали. Особенно своеобразны рассчитанные на двустороннее движение двух арочные ворота Кош-дарваза.
Внутри Ичан-калы, среди густой жилой и общественно-бытовой застройки, сосредоточены памятники монументальной архитектуры. Здесь было возведено множество медресе. Все они повторяют традиционную среднеазиатскую композицию, но в несколько упрощенных формах; прямоугольный двор - нередко со срезами углов под 45°, иногда с айванами на осях, - обведенный худжрами; вдоль главного фасада расположены вестибюль, дарсхана и зимняя мечеть. Сводчатый портал, двухъярусные лоджии по его сторонам и угловые башенки на главном фасаде. Варьируются лишь масштабы, архитектурные пропорции, число айванов, большее или меньшее насыщение декором.
МЕДРЕСЕ МУХАММЕД АМИН ИНАК (1785 г.) - традиционного плана с одноэтажной застройкой вокруг двора и традиционным фасадом с порталом и угловыми башенками. Варианты канонической схемы являют МЕДРЕСЕ АРАБ МУХАММЕДХАНА (1616-1618 гг., коренная перестройка в XIX в.), МЕДРЕСЕ ХОДЖАИ МАГАРРАМ (1839 г.), МЕДРЕСЕ МУСА-ТУРА (1841 г.), МЕДРЕСЕ АБДУЛЛАХАНА (1855 г.); МЕДРЕСЕ АМИН-ТУРА (1870 г.) - большое двухэтажное, с майоликовым заполнением тимпанов портала и айванов; МЕДРЕСЕ МАТНИЯЗ-ДИВАН-БИГИ (XIX в.), МЕДРЕСЕ ДАСТ-АЛЯМ (1882 г.), МЕДРЕСЕ МАЗАРИ-ШЕРИФ (1882 г.), МЕДРЕСЕ АТАДЖАН-БАЙ (1884 г.), МЕДРЕСЕ КАЗЫ-КАЛЯН (1905 г.) и еще несколько, возведенные в XX в..
ХИВА. ИЧАН-КАЛА. ДЖУМА-МЕЧЕТЬ. 1788/89 г. Ее прямоугольное пространство заполнено двести двенадцатью колоннами. Многие из них взяты из пришедших в ветхое состояние средневековых сооружений Хивы. В клетях между несущими балками плоской кровли местами оставлены световые люки. Все древние колонны и часть поздних имеют орнаментальную резьбу. На колоннах X-XI вв. глубокая резьба с абстрактным орнаментом и с надписями строгого куфи; резьба колонн XI-XII вв. более плоская, в ней господствуют гирихи со стилизованно -растительным заполнением и надписи цветущего куфи; на колоннах XV - XVI вв. резьба глубокая, преимущественно растительного вида и с надписями почерка несхи; на колоннах XVIII-XIX вв. цветочно-растительный узор хивинского стиля. У главного фасада Джу ма-мечети высится МИНАРЕТ - круглый, с утонением кверху, увенчанный восьмиарочным фонарем со сталактитовым карнизом и куполом.
ХИВА. ИЧАН-КАЛА. МАВЗОЛЕЙ СЕИД-АЛАУДДИНА. 1-я треть XIV в.; реставрация 1825 г. Здание, как бы вросшее в толщу археологических напластований, было возведено над погребением видного местного шейха Сеид-Аллауддина (ум. в 1303 г.). Вначале это была портально-купольная гурхана, где своеобразна подкупольная восьмигранная конструкция с консольно-сталактитовым заполнением углов. Через некоторое время смежно с ней пристроили более крупную портально- купольную зиаратхану. В гурхане стоит надгробие (XIV в.), сплошь облицованное майоликами, где многоцветная гамма и рельеф выделяют плотный цветочно-растительный орнамент и вязь арабских надписей.
ХИВА. ИЧАН-КАЛА. МЕЧЕТЬ БАГБАНЛЫ. 1809 г. Зодчий Пахлаван Кули. Это небольшая, однокупольная, с колонным айваном квартальная мечеть. В ее айване установлены две колонны XV в., каждая из них имеет высокий, сильных пропорций ствол с круглым шаровидным элементом над базой и раструбовидную капительс волютообразными завитками. Колонны и их капители почти сплошь покрыты резьбой, в которой мелкий растительный узор сочетается с надписями стройного почерка сульс. Орнаментальная резьба украшает также дверь, которую выполнил в XIX в. мастер Руз Мухаммед бини Аджина Мухаммед.
ХИВА. КУНЯ-АРК.
Цитадель города у западной стены Ичан- калы основана в XVII в., но застроена в основном в XIX в. Охвачена глинобитной стеной с зубчатым парапетом, над которой возвышается дозорный бастион АКШИК-БОБО. Крепостные ворота Куня-Арка с башнями и караульными помещениями оформлены фигурными кирпичными выкладками. На территории цитадели располагается КУРНЫШ-ХАНА (1825-1842 гг.), многокомнатный дворец для ханских аудиенций с двором, куда обращен фланкированный башенками айван. Стены его облицованы майоликой, деревянные колонны и каменные базы украшены резьбой, портал расписан. Пышно орнаментированные резные двери ведут в тронный зал, стены которого как бы затканы резным с окраской ганчем, а потолок - многоцветной росписью.
ГАРЕМ (2-я половина XIX в.) включает ханскую половину (стены его айвана и зала также оформлены резным окрашенным ганчем, а потолки росписями) и женскую половину, где двор с бассейном охвачен двумя этажами палат с обращенными в него лоджиями. Вокруг другого дворика (20-е гг. XIX в.) группируются МОНЕТНЫЙ ДВОР, ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ МЕЧЕТИ. Последняя оформлена особенно парадно, стены ее облицованы пышноузорными майоликами работы хивинских мастеров Исадуллы и знаменитого Абдуллы Джина.
ХИВА. ИЧАН-КАЛА. МЕДРЕСЕ МУХАММЕДА АМИНХАНА. 1851-1855 гг. Оно высится напротив Куня-Арка. Помимо традиционного состава помещений медресе включало также библиотеку, судилище, летнюю мечеть. На всех фасадах здания расположены лоджии. Богатый декор включает кирпичные мозаики и майоликовые облицовки стен, орнаментальную резьбу дверей, фигурные панджары окон. У главного фасада стоит мощный, незавершенный строительством КАЛЬТА-МИНОР («Короткий минарет», 1855 г.), расчлененный орнаментальными полосами с облицовкой голубым кирпичом.
ХИВА. ИЧАН-КАЛА. ПАХЛАВАН-МАХМУД. 1810 - 1913 гг.
Центральный архитектурный комплекс Ичан-калы, сложившийся у могилы знаменитого хивинского поэта Пахлаван-Махмуда (1247-1345 гг.). Со временем поэт был канонизирован как святой покровитель города и династии кунградских ханов. Главным в застройке является блок с усыпальницей ханов, купол которой господствует во всем силуэте города, и гурхана Пахлаван-Махмуда с зиаратханой и вестибюлем (дихлизом) при ней.
ДВОРИК обрамляют также колонный айван и поздняя купольная постройка с погребениями представителей ханского дома. В главной группе зданий этого комплекса сконцентрирован основной декоративный акцент, бирюзовая облицовка, оживленная голубыми вставками на куполе усыпальницы, майоликовое убранство айвана. Но особенно богат декор интерьеров: стен, купола и надгробия, в них находящиеся, сплошь облицованы майоликами пышнорастительного «хивинского» узора. Их главным создателем был Абдулла Джин, архитектурные работы возглавлял зодчий Мулла ад-дин Мухаммед Мурад из Хазараспа (город к югу от Хивы), а в отделочных работах участвовали потомственные мастера Нур Мухаммед и Мухаммед Нияз. Замечательны резные двери в зиаратхане (1810 г.), двери центральной усыпальницы (1893/94 г.) работы мастера Надир Мухаммеда и резные колонны в айване летней мечети (вторая половина XIX в).
ХИВА. ИЧАН-КАЛА. АНСАМБЛЬ ПАЛВАН-ДАРВАЗА (1830 - 1838 гг.).
Крупнейший в Хиве, сосредоточен у одноименных городских ВОРОТ (1804-1806 гг.).
В 1832-1835 гг. была осуществлена перестройка ворот: возведены арочный въезд с венчающей аркатурой бойниц, круглые угловые башни, рядом - ГАЛЕРЕЯ торговых рядов и баня. У ворот строится также ТИМ АЛЛАКУЛИХАНА - многокупольный торговый пассаж.
КАРАВАН-САРАЙ АЛЛАКУЛИХАНА (1832-1833 гг.) прямоугольный в плане; пониженная центральная часть его обширного двора была предназначена для вьючных животных. По периметру двор обводит двухъярусная аркада; за нею в первом этаже находятся складские помещения, во втором - жилые. БАНЯ АНУШАХАНА (1657 г.; в дальнейшем многократно ремонтировалась и перестраивалась). Это полуподземное сооружение с множеством помещений и подпольной системой обогрева. Снаружи видны лишь купола бани со световыми, вертикальными отверстиями в зените. Архитектура всех этих деловых построек проста и рациональна - сводчатые галереи и вереницы куполов определяют их внешние и внутренние приметы. В ансамбль были включены медресе КУТЛУГ-МУРАД ИНАК (1804-1812 гг.), медресе ХОДЖАМ- БЕРДЫБИЙ (1688 г., перестроено в 1834 г.), после перестройки получившее название ХУРДЖУМ и ставшее как бы пьедесталом приподнятого над ним медресе АЛЛАКУЛИХАНА (1834/ 35 г.). Все они традиционной схемы, но МЕДРЕСЕ АЛЛАКУЛИХАНА отличает богатство майоликового декора.
МЕДРЕСЕ КУТЛУГ-МУРАД ИНАК имеет традиционную схему при общей монументальности форм портала, высоких куполах над мечетью и дареханой, барабаны которых прорезаны окнами. В декоре применена тисненая безглазурная керамика, трехцветная кирпичная мозаика и яркие майолики. Стены летней мечети оформлены резным ганчем с окраской. Три двери медресе покрыты превосходной резьбой.
ХИВА. ИЧАН-КАЛА. МЕДРЕСЕ И МИНАРЕТ ИСЛАМ-ХОДЖА (1908 г.). Строитель минарета усто Худайберген Ходжи, изразцы исполнены по рисункам Иш-Мухаммед Худайбердыева мастерами Болта Ваисовым и Мадаминовым. Медресе небольшое, одноэтажное, фасад обильно украшен майоликами. Минарет - самый высокий в Хиве (45 м.), он, как и купол Пахлаван-Махмуда, царит в силуэте Ичан-Калы. Ствол его с сильно выраженным энтазисом, увенчанный восьмиарочным фонарем и венцом сталактитов, расчленен полосами кирпичной кладки и майоликовыми поясами.
ХИВА. ИЧАН-КАЛА. ТАШ-ХАУЛИ. 1830-1838 гг. Главные зодчие - Нур Мухаммед Таджихон и сменивший его Каляндар Хиваки, мастер майоликовых облицовок - Абдулла Джин. Дворец состоит из трех отделов, сгруппированных вокруг дворов и включающих множество помещений парадного назначения; для ханских приемов и пиршеств (михманхана, 1832-1834 гг.), официально-административного (арзхана, 1837 - 1838 гг.) и интимного (ГАРЕМ, 1830-1832 гг.). В его архитектуре широко использованы элементы хивинских жилых домов и загородных усадеб - хаули: замкнутые дворы, тенистые одно - двухколонные айваны и лоджии, глухие орнаментированные стены и округлые башенки. В декоре дворовых фасадов, айванов и главных помещений применены резные колонны и двери, фигурные расписные потолки, майолики.
ХИВА. ИЧАН-КАЛА. АК-МЕЧЕТЬ.
Перестроена на фундаментах мечети 1657 г. во второй четверти XIX в. Зимний отдел ее, выделенный куполом на двух сокращающихся квадратно-призматических объемах, обведен с трех сторон колонным айваном. В дверных проемах - резные двери с датами 1837 г. и 1842 г. и именами резчиков: усто Каляндар бини Сейид Мухаммед и усто Нур Мухаммед бини Адина Каляндар