МЕРВ.

Огромный по площади город многовековой исто­рии, запечатленной археологическими напластованиями разных эпох. Ныне это группа городищ, опоясанных ва­лами крепостных стен: Эрк-кала (I тыс. до н.э.), Гяур-кала (с III в. до н.э. до VIII—IX вв. н.э.), Султан-кала (IX-X вв., расцвет при Сельджукидах в XI - XII вв.) с цитаделью Шахрияр-арк и примыкающими пригородами-рабадами; с юга расположены Абдуллахан-кала и Байрамалихан-кала (оба основаны в XV в.). В Мерве сохрани­лись руины фортификационных соору­жений, феодальных замков, несколько средневековых мавзолеев.

КЫЗ-КАЛА, БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ. VI—VIII вв.

Два близ расположенных раннесредневековых кешка. Они имеют сырцовопахсовые конс­трукции стен, сводчатые перекрытия. Оба здания - прямоугольного плана, двухэтажные, с глухими стенами, кото­рые оформлены сомкнутыми полуко­лоннами-гофрами, - находятся на воз­вышенной платформе. План Малой Кыз-калы - центральный купольный зал в охвате прямоугольных комнат. План Большой Кыз-калы - более слож­ная центральная зона (разрушена) в системе охватывающих ее по перимет­ру коридоров и помещений.

 «ГОФРИРОВАННЫЙ ДОМ» в Шахрияр-арке. XI в.

Сырцовое здание, видимо, административного назначения. В интерьере - продолго­ватый сводчатый зал с многочислен­ными ячейками на стенах ; снаружи - массивная платформа и гофрирован­ные стены фасадов.

МАВЗОЛЕЙ МУ­ХАММЕДА ИБН ЗЕЙДА. 1112/13 г.

Первоначально - центрально-куполь­ное здание над чтимой могилой одного из шиитских «святых», жившего в кон­це VII-VIII в. Кубовидный объем усы­пальницы увенчан обширным куполом. Стены сырцовые, облицованы жже­ным кирпичом, подкупольные конст­рукции и купол - кирпичные. Главный фасад имеет особую разработку в виде трех арок и отлогих панно в обводе П-образной рамы;  резные фигурные кирпичики и выкладки гирихов из отесанных кирпичей придают ему богатую узорность. Боковые фасады гладкие. В интерьере сохранились сле­ды орнаментальной росписи, а также куфическая надпись и фигурные кладки арочных парусов. Позднее к мавзо­лею пристраиваются помещение с намогильником и поминальная мечеть, лишенные какого-либо декора. Вблизи сохранились развалины Сардобы ХI-ХII вв.

МАВЗОЛЕЙ СУЛ­ТАНА САНДЖАРА. 40-е гг. XII в.

 Зодчий Мухаммед бини Атсыз ас-Серахси. Классический тип центричес­кой усыпальницы монументальных форм: кубовидный объем, увенчанный сквозной галереей, над ним - цилиндрический барабан, несущий купол двойной оболочки. В декоре галереи использованы фигурные наборы жже­ного кирпича и резной штук со стили­зованно-растительным и эпиграфическим орнаментом. В интерьере росписи геометрического и эпиграфического характера выполнены синим и крас­ным по белому фону. На куполе конс­труктивная система гуртов, образую­щих пространственно-геометрическое переплетение с фигурой восьмиконеч­ной звезды в зените. Раскопки выявили следы примыкавших к мавзо­лею древних зданий - видимо, упо­минаемых восточными авторами - мечети и дворца Сельджукидов.

ГРОБНИЦЫ АСХАБОВ. XV в.

Южный обвод Султан- калы. Над погребениями арабских военачальников-асхабов VII в. - Гифари и Бурейды возвышаются два мрамор­ных намогильника (XV в.), покрытые тонкой орнаментальной резьбой, и ку­польные киоски (перестроены в XIX в.). Фоном им служит высокое двух­портальное сооружение, облицован­ное глазурованными кирпичами (гирихи и геометризованные эпиграфичес­кие орнаменты).

МЕЧЕТЬ ЮСУФА ХАМАДАНИ. XVI в.

Здание мечети об­разует как бы монументальный фон у погребения проживавшего в Мерве в XII в. суфия Юсуфа Хамадани. Над его могилой высится киоск, возведенный в конце XIX в. Композиция мечети фронтальная, трехступенчатая, нарас­тающая к центральному порталу с глубоким стрельчатым сводом.