22.04.2017
МЕРВ.
Огромный по площади город многовековой истории, запечатленной археологическими напластованиями разных эпох. Ныне это группа городищ, опоясанных валами крепостных стен: Эрк-кала (I тыс. до н.э.), Гяур-кала (с III в. до н.э. до VIII—IX вв. н.э.), Султан-кала (IX-X вв., расцвет при Сельджукидах в XI - XII вв.) с цитаделью Шахрияр-арк и примыкающими пригородами-рабадами; с юга расположены Абдуллахан-кала и Байрамалихан-кала (оба основаны в XV в.). В Мерве сохранились руины фортификационных сооружений, феодальных замков, несколько средневековых мавзолеев.
КЫЗ-КАЛА, БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ. VI—VIII вв.
Два близ расположенных раннесредневековых кешка. Они имеют сырцовопахсовые конструкции стен, сводчатые перекрытия. Оба здания - прямоугольного плана, двухэтажные, с глухими стенами, которые оформлены сомкнутыми полуколоннами-гофрами, - находятся на возвышенной платформе. План Малой Кыз-калы - центральный купольный зал в охвате прямоугольных комнат. План Большой Кыз-калы - более сложная центральная зона (разрушена) в системе охватывающих ее по периметру коридоров и помещений.
«ГОФРИРОВАННЫЙ ДОМ» в Шахрияр-арке. XI в.
Сырцовое здание, видимо, административного назначения. В интерьере - продолговатый сводчатый зал с многочисленными ячейками на стенах ; снаружи - массивная платформа и гофрированные стены фасадов.
МАВЗОЛЕЙ МУХАММЕДА ИБН ЗЕЙДА. 1112/13 г.
Первоначально - центрально-купольное здание над чтимой могилой одного из шиитских «святых», жившего в конце VII-VIII в. Кубовидный объем усыпальницы увенчан обширным куполом. Стены сырцовые, облицованы жженым кирпичом, подкупольные конструкции и купол - кирпичные. Главный фасад имеет особую разработку в виде трех арок и отлогих панно в обводе П-образной рамы; резные фигурные кирпичики и выкладки гирихов из отесанных кирпичей придают ему богатую узорность. Боковые фасады гладкие. В интерьере сохранились следы орнаментальной росписи, а также куфическая надпись и фигурные кладки арочных парусов. Позднее к мавзолею пристраиваются помещение с намогильником и поминальная мечеть, лишенные какого-либо декора. Вблизи сохранились развалины Сардобы ХI-ХII вв.
МАВЗОЛЕЙ СУЛТАНА САНДЖАРА. 40-е гг. XII в.
Зодчий Мухаммед бини Атсыз ас-Серахси. Классический тип центрической усыпальницы монументальных форм: кубовидный объем, увенчанный сквозной галереей, над ним - цилиндрический барабан, несущий купол двойной оболочки. В декоре галереи использованы фигурные наборы жженого кирпича и резной штук со стилизованно-растительным и эпиграфическим орнаментом. В интерьере росписи геометрического и эпиграфического характера выполнены синим и красным по белому фону. На куполе конструктивная система гуртов, образующих пространственно-геометрическое переплетение с фигурой восьмиконечной звезды в зените. Раскопки выявили следы примыкавших к мавзолею древних зданий - видимо, упоминаемых восточными авторами - мечети и дворца Сельджукидов.
ГРОБНИЦЫ АСХАБОВ. XV в.
Южный обвод Султан- калы. Над погребениями арабских военачальников-асхабов VII в. - Гифари и Бурейды возвышаются два мраморных намогильника (XV в.), покрытые тонкой орнаментальной резьбой, и купольные киоски (перестроены в XIX в.). Фоном им служит высокое двухпортальное сооружение, облицованное глазурованными кирпичами (гирихи и геометризованные эпиграфические орнаменты).
МЕЧЕТЬ ЮСУФА ХАМАДАНИ. XVI в.
Здание мечети образует как бы монументальный фон у погребения проживавшего в Мерве в XII в. суфия Юсуфа Хамадани. Над его могилой высится киоск, возведенный в конце XIX в. Композиция мечети фронтальная, трехступенчатая, нарастающая к центральному порталу с глубоким стрельчатым сводом.