В первой половине XV в., при Улугбеке, была обстроена монументальными здани­ями, в числе которых медресе, ханака, караван-сарай, две мечети. Сохрани­лось лишь  МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА (1417-1420 гг.).

Четырехайванный двор его был обведен двумя этажами худжр (верхний утрачен), в углах расположены аудитории (дарсханы), в западном крыле - мечеть, на углах - четыре стройных минарета. Главный фасад, обращенный на пло­щадь, выделен величественным порта­лом очень стройных пропорций. В де­коре внешних и дворовых фасадов (особенно на портале и в айванах) - богатые облицовки: орнаментальные наборы из глазурованных кирпичей, резные кашинные мозаики, майолики, резной мрамор. В орнаментации ха­рактерны «звездные гирихи». К концу XVI в. многие здания на Регистане приходят в упадок, а в XVII в. по распоряжению правителя самаркандс­кого удела Ялангтуша Бахадура осу­ществляется полная его перестройка. Сохраняется лишь медресе Улугбека, напротив него возводят МЕДРЕСЕ ШИР-ДОР (1619-1631/32 гг., архитек­тор Абдул Джаббар; мастер декора Мухаммед Аббас).

Композиция его главного фасада повторяет ком­позицию главного фасада медресе Улугбека; примечательны здесь мону­ментальные  рубчатые купола на высоких барабанах между порталом и угловыми минаретами. Решение дру­гих фасадов, обстройка квадратного, четырехайванного двора здесь иные. Отличны и мотивы богатого архитек­турного декора (кирпичные и набор­ные кашинные мозаики), особенно на портале, в тимпанах которого дважды повторена геральдическая эмблема: тигр, терзающий лань на фоне солнечного лика (Шир-Дор - «Имею­щий тигров»). Массивная входная дверь покрыта резьбой.

 МЕДРЕСЕ ТИЛЛЯ-КАРИ (1641-1660 гг.)  была возведена взамен караван- сарая XV в. с частичным использова­нием его фундаментов и стен.

Здание соединяло функции медресе и собор­ной мечети города. Многостолпная галерея МЕЧЕТИ с высоким купольным залом в центре обращена аркадой и порталом в обширный двор, который обведен худжрами. На­ружный купол на цилиндрическом ба­рабане в центре мечети не был завер­шен - его голубая скуфья возведена уже в наше время. Близ ниши михраба установлен высокий мраморный минбар. В мозаичном декоре этого памят­ника царит желто-зеленая гамма, ха­рактерная для поры упадка гончар­ного мастерства. Но в интерьере мечети — роскошь цветочно­растительного орнамента, исполнен­ного в технике кундаль, с обильной позолотой (Тилля-Кари - «Раззоло­ченная»).

К востоку от Тилля-Кари установлена ДАХМА ШЕЙБАНИДОВ (начало XVI в., перенесена сюда со своего первоначального места при спрямлении улицы).

Это высокий прямоугольный стилобат, облицован­ный мрамором, на котором некогда располагались надгробия над могила­ми самаркандских представителей Шейбанидской династии.