15.04.2017
В первой половине XV в., при Улугбеке, была обстроена монументальными зданиями, в числе которых медресе, ханака, караван-сарай, две мечети. Сохранилось лишь МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА (1417-1420 гг.).
Четырехайванный двор его был обведен двумя этажами худжр (верхний утрачен), в углах расположены аудитории (дарсханы), в западном крыле - мечеть, на углах - четыре стройных минарета. Главный фасад, обращенный на площадь, выделен величественным порталом очень стройных пропорций. В декоре внешних и дворовых фасадов (особенно на портале и в айванах) - богатые облицовки: орнаментальные наборы из глазурованных кирпичей, резные кашинные мозаики, майолики, резной мрамор. В орнаментации характерны «звездные гирихи». К концу XVI в. многие здания на Регистане приходят в упадок, а в XVII в. по распоряжению правителя самаркандского удела Ялангтуша Бахадура осуществляется полная его перестройка. Сохраняется лишь медресе Улугбека, напротив него возводят МЕДРЕСЕ ШИР-ДОР (1619-1631/32 гг., архитектор Абдул Джаббар; мастер декора Мухаммед Аббас).
Композиция его главного фасада повторяет композицию главного фасада медресе Улугбека; примечательны здесь монументальные рубчатые купола на высоких барабанах между порталом и угловыми минаретами. Решение других фасадов, обстройка квадратного, четырехайванного двора здесь иные. Отличны и мотивы богатого архитектурного декора (кирпичные и наборные кашинные мозаики), особенно на портале, в тимпанах которого дважды повторена геральдическая эмблема: тигр, терзающий лань на фоне солнечного лика (Шир-Дор - «Имеющий тигров»). Массивная входная дверь покрыта резьбой.
МЕДРЕСЕ ТИЛЛЯ-КАРИ (1641-1660 гг.) была возведена взамен караван- сарая XV в. с частичным использованием его фундаментов и стен.
Здание соединяло функции медресе и соборной мечети города. Многостолпная галерея МЕЧЕТИ с высоким купольным залом в центре обращена аркадой и порталом в обширный двор, который обведен худжрами. Наружный купол на цилиндрическом барабане в центре мечети не был завершен - его голубая скуфья возведена уже в наше время. Близ ниши михраба установлен высокий мраморный минбар. В мозаичном декоре этого памятника царит желто-зеленая гамма, характерная для поры упадка гончарного мастерства. Но в интерьере мечети — роскошь цветочнорастительного орнамента, исполненного в технике кундаль, с обильной позолотой (Тилля-Кари - «Раззолоченная»).
К востоку от Тилля-Кари установлена ДАХМА ШЕЙБАНИДОВ (начало XVI в., перенесена сюда со своего первоначального места при спрямлении улицы).
Это высокий прямоугольный стилобат, облицованный мрамором, на котором некогда располагались надгробия над могилами самаркандских представителей Шейбанидской династии.