Ансамбль мемориальных и культовых зданий на склоне Афрасиаба, вдоль узкой дорожки, спускаю­щейся по оплыву его древней крепост­ной стены к улочке, пролегающей на месте былого рва. Ансамбль связан с культом мнимой могилы двоюрод­ного брата пророка Мухаммеда - Кусама ибн-Аббаса, о котором в на­роде сохранились легенды как о Шахи- Зинде («Живом царе»). При раскопках здесь обнаружены фундаменты, фраг­менты стен и склепы построек XII в., но основная группа существующих ныне сооружений восходит к эпохе Тимура и Тимуридов (XIV-XV вв.). Это мавзолеи эмиров, шейхов, знат­ных дам, поминальные мечети, слу­жебные помещения.

Входную группу у подножия ансамбля открывает ЧАРТАК АБДАЛ-АЗИСА (1434/35 г,) - четырехарочный, однокуполь­ный вестибюль со стройным порталом на главной оси, в декоре которого кир­пичные и кашинные мозаики. Мечеть и служебные помещения по обе сто­роны от чартака - поздней, упадочной архитектуры, они возведены на цоко­лях разрушенных строений XV века. По выходе из-под чартака справа на­ходится небольшое МЕДРЕСЕ ДАВ- ЛЕТ-КУШБЕГИ (1813 г.); напротив него - ЛЕТНЯЯ МЕЧЕТЬ (1909/10 г.), возведенная самаркандским мастером усто Сиддиком: легкий навес на дере­вянных колоннах, стены которого оформлены резным ганчем. Крутая лестница в 42 ступени поднимается вверх по склону. Она возникла в XIX в. над древней, трехмаршевой. Пример­но у ее середины, слева расположено крупное здание первой трети XV в, которое на основании восточного ис­точника XVII в. ученые ошибочно счи­тали мавзолеем тимуридского астро­нома Казы-Заде Руми. Ныне его име­нуют МАВЗОЛЕЕМ МАТЕРИ СУЛ­ТАНА. Два купола на стройных барабанах венчают небольшую гур-хану (под ней был обнаружен склеп с женским захоронением) и обширную четырехарочную зиаратхану с угло­выми помещениями. Главный вход выделен порталом. Во внешних обли­цовках преобладают наборы глазуро­ванных кирпичей (геометрические и эпиграфические мотивы), местами вве­дены кашинные мозаики. В интерье­рах - остатки росписей синим по бе­лому. Уникален сталактитовый пла­фон гурханы. Лестницу завершает СРЕДНИЙ ЧАРТАК. За ним — четыре попарно противостоящих мавзолея портально-купольной композиции: АМИР-ЗАДЕ (1386 г.) и  ШАДИ- МУЛЬК (1372 г.), ТУГЛУ-ТЕ- КИН (1376 г.) и ШИРИН-БИКА-АКА (1385 г.). Три первых принадлежат еди­ной среднеазиатской архитектурно-ху­дожественной школе. Но при общнос­ти объемной композиции мастера при­дали своеобразие каждому мавзолею, варьируя формы куполов, пропорции порталов, детали архитектурных форм. Главное внимание сконцентри­ровано на оформлении порталов и полутемных интерьеров. В сплошь покрывающем их де­коре применены плитки резной полив­ной терракоты и майолики, то имити­рующие кирпичную кладку, то насы­щенные растительным узором и над­писями. Господствует бирюзово-голу­бая тональность. На мавзолее Шади- Мульк сохранились имена мастеров- Шамседдин, Бареддин (в другом проч­тении - Бирр ад-дин) и Зайнуддин бини Шамсуддин Бухари.

МАВЗО­ЛЕЙ ШИРИН-БИКА-АКА при­надлежит иранскому стилистическому кругу. Его купол приподнят на бара­бане с окнами, благодаря которым в интерьере много света; здесь царит белый фон с легкими росписями: на куполе-орнаментальными, на стенах- также и пейзажными. Портал покрыт многоцветными кашинными мозаика­ми с преобладанием сапфирово-синего тона. Рядом высится  МАВЗОЛЕЙ ВОСЬМИГРАННИК (1-я треть XV в.) в виде ротонды со сквозными арками. Он имеет сдержанный декор: снаружи кирпичную и кашинную мо­заику, внутри на куполе роспись синим по белому. При раскопках вблизи Восьмигранника обнаружены изразцо­вые надгробия какого-то не сохранившегося мавзолея. По левую сторону дорожки, за мавзолеем Шади-Мульк, следует почти сплошная застройка: раскопки раскрыли здесь остатки древ­них мавзолеев, склепы, богатые майо­ликовые надгробия. Тут высятся два мавзолея 70-80-х гг. XIV в. МАВ­ЗОЛЕЙ БЕЗЫМЯННЫЙ-1 имеет пор­тально-купольную композицию. Об­лицовки его  портала и интерь­ера, исполненные мастером усто Али Несефи, состоят из майолик с преобладанием цветочно-раститель­ного и эпиграфического орнамента. От МАВЗОЛЕЯ БЕЗЫМЯННЫЙ-2 дошел лишь портал, покрытый плитками с подглазурной и надглазур- ной росписью и с позолотой. За этим мавзолеем раскопки вскрыли цоколь предполагаемого МЕДРЕСЕ ТАМ- ГАЧ-БОГРАХАНА (XI в.). Далее на левой стороне расположен МАВЗО­ЛЕЙ ЭМИРА БУРУНДУКА (80-е гг. XIV в.). Основной объем сильных про­порций завершен восьмигранным ба­рабаном несохранившегося внешнего купола; в облицовках использованы орнаментальные наборы глазурован­ных кирпичей и плитки рельефной майолики. Замыкает ансамбль верхняя группа памятников, которую объеди­няют внутренний ДВОРИК и ВЕРХ­НИЙ ЧАРТАК (ок. 1405 г.). Древней­шие архитектурные элементы здесь - остатки резных балок и консолей у мечети, а также небольшой минарет ХI-ХII вв.

Ядром, от которого разрос­лась Шахи-Зинда, является ГУРХАНА КУСАМА ИБН-АББАСА (XII в.?), подвергавшаяся неоднократным ре­монтам. В ней - расписная панель и великолепное четырехступенчатое  над­гробие, облицованное многоцвет­ной с позолотой рельефной майоликой  XIV в. Рядом находится ЗИАРАТХАНА (1334 г.). Ее подкупольную конструкцию и купол покрывает резная поливная терракота. На одной из стен под поздними штукатурками расчи­щена первоначальная цветочно-расти­тельная роспись; на противополож­ной стене имеется обращенная в гурхану сложноузорчатая решетка-панджара. К зиаратхане примыкает ПО­МИНАЛЬНАЯ МЕЧЕТЬ (середина XV в.). Трехкратно расчленен­ное пространство ее перекрыто купо­лами на щитовидных парусах. В обли­цовку михраба и панелей мечети и зиаратханы введены кашинные мозаи­ки и плитки «в шашку». К мечети ведет коридор, при входе в который из чар­така навешена  дверь (1404/05 г.) работы Юсуфа Ширази. Ее створы покрыты глубокой трехслой­ной резьбой растительного и эпигра­фического орнамента. ДВОРИК ВЕРХНЕЙ ГРУППЫ оформляют порталы трех усыпальниц, две из ко­торых выполнены мастерами единой самаркандской мастерской. Это замы­кающий ансамбль  МАВЗОЛЕЙ ХОДЖА АХМАДА (60-е гг. XIV в., мастер Фахри Али) и рядом - БЕЗЫМЯННЫЙ МАВЗОЛЕЙ 1360/61 г. некой знатной девицы.

В декоре обоих господ­ствует резная поливная терракота со сложным орнаментом геометричес­кого, растительного и эпиграфическо­го характера при преобладании голу­бой тональности. Напротив, Безымян­ного мавзолея 1360/61 г. высятся стро­йный МАВЗОЛЕЙ И ПОМИНАЛЬ­НАЯ МЕЧЕТЬ ТУМАН-АКА (1405 г.). Портал мавзолея, его ин­терьер, купол на высоком барабане имеют очень стройные пропорции. Фа­сад облицован звучной по тону резной кашинной мозаикой, преимуществен­но стилизованно-растительного и эпиграфического характера. Надписи ис­полнил мастер Шейх Мухаммед ибн Хаджи Бандгир ат-Тугра Табризи. В интерьере мавзолея сохранились рос­писи синим по белому с красными вкраплениями: отвлеченный орнамент и стилизованные пейзажи. К западу от этой группы раскопками вскрыты цо­коли разрушенных строений XV в.

 Легенды о святом Шахи-Зинда