14.04.2017
Ансамбль мемориальных и культовых зданий на склоне Афрасиаба, вдоль узкой дорожки, спускающейся по оплыву его древней крепостной стены к улочке, пролегающей на месте былого рва. Ансамбль связан с культом мнимой могилы двоюродного брата пророка Мухаммеда - Кусама ибн-Аббаса, о котором в народе сохранились легенды как о Шахи- Зинде («Живом царе»). При раскопках здесь обнаружены фундаменты, фрагменты стен и склепы построек XII в., но основная группа существующих ныне сооружений восходит к эпохе Тимура и Тимуридов (XIV-XV вв.). Это мавзолеи эмиров, шейхов, знатных дам, поминальные мечети, служебные помещения.
Входную группу у подножия ансамбля открывает ЧАРТАК АБДАЛ-АЗИСА (1434/35 г,) - четырехарочный, однокупольный вестибюль со стройным порталом на главной оси, в декоре которого кирпичные и кашинные мозаики. Мечеть и служебные помещения по обе стороны от чартака - поздней, упадочной архитектуры, они возведены на цоколях разрушенных строений XV века. По выходе из-под чартака справа находится небольшое МЕДРЕСЕ ДАВ- ЛЕТ-КУШБЕГИ (1813 г.); напротив него - ЛЕТНЯЯ МЕЧЕТЬ (1909/10 г.), возведенная самаркандским мастером усто Сиддиком: легкий навес на деревянных колоннах, стены которого оформлены резным ганчем. Крутая лестница в 42 ступени поднимается вверх по склону. Она возникла в XIX в. над древней, трехмаршевой. Примерно у ее середины, слева расположено крупное здание первой трети XV в, которое на основании восточного источника XVII в. ученые ошибочно считали мавзолеем тимуридского астронома Казы-Заде Руми. Ныне его именуют МАВЗОЛЕЕМ МАТЕРИ СУЛТАНА. Два купола на стройных барабанах венчают небольшую гур-хану (под ней был обнаружен склеп с женским захоронением) и обширную четырехарочную зиаратхану с угловыми помещениями. Главный вход выделен порталом. Во внешних облицовках преобладают наборы глазурованных кирпичей (геометрические и эпиграфические мотивы), местами введены кашинные мозаики. В интерьерах - остатки росписей синим по белому. Уникален сталактитовый плафон гурханы. Лестницу завершает СРЕДНИЙ ЧАРТАК. За ним — четыре попарно противостоящих мавзолея портально-купольной композиции: АМИР-ЗАДЕ (1386 г.) и ШАДИ- МУЛЬК (1372 г.), ТУГЛУ-ТЕ- КИН (1376 г.) и ШИРИН-БИКА-АКА (1385 г.). Три первых принадлежат единой среднеазиатской архитектурно-художественной школе. Но при общности объемной композиции мастера придали своеобразие каждому мавзолею, варьируя формы куполов, пропорции порталов, детали архитектурных форм. Главное внимание сконцентрировано на оформлении порталов и полутемных интерьеров. В сплошь покрывающем их декоре применены плитки резной поливной терракоты и майолики, то имитирующие кирпичную кладку, то насыщенные растительным узором и надписями. Господствует бирюзово-голубая тональность. На мавзолее Шади- Мульк сохранились имена мастеров- Шамседдин, Бареддин (в другом прочтении - Бирр ад-дин) и Зайнуддин бини Шамсуддин Бухари.
МАВЗОЛЕЙ ШИРИН-БИКА-АКА принадлежит иранскому стилистическому кругу. Его купол приподнят на барабане с окнами, благодаря которым в интерьере много света; здесь царит белый фон с легкими росписями: на куполе-орнаментальными, на стенах- также и пейзажными. Портал покрыт многоцветными кашинными мозаиками с преобладанием сапфирово-синего тона. Рядом высится МАВЗОЛЕЙ ВОСЬМИГРАННИК (1-я треть XV в.) в виде ротонды со сквозными арками. Он имеет сдержанный декор: снаружи кирпичную и кашинную мозаику, внутри на куполе роспись синим по белому. При раскопках вблизи Восьмигранника обнаружены изразцовые надгробия какого-то не сохранившегося мавзолея. По левую сторону дорожки, за мавзолеем Шади-Мульк, следует почти сплошная застройка: раскопки раскрыли здесь остатки древних мавзолеев, склепы, богатые майоликовые надгробия. Тут высятся два мавзолея 70-80-х гг. XIV в. МАВЗОЛЕЙ БЕЗЫМЯННЫЙ-1 имеет портально-купольную композицию. Облицовки его портала и интерьера, исполненные мастером усто Али Несефи, состоят из майолик с преобладанием цветочно-растительного и эпиграфического орнамента. От МАВЗОЛЕЯ БЕЗЫМЯННЫЙ-2 дошел лишь портал, покрытый плитками с подглазурной и надглазур- ной росписью и с позолотой. За этим мавзолеем раскопки вскрыли цоколь предполагаемого МЕДРЕСЕ ТАМ- ГАЧ-БОГРАХАНА (XI в.). Далее на левой стороне расположен МАВЗОЛЕЙ ЭМИРА БУРУНДУКА (80-е гг. XIV в.). Основной объем сильных пропорций завершен восьмигранным барабаном несохранившегося внешнего купола; в облицовках использованы орнаментальные наборы глазурованных кирпичей и плитки рельефной майолики. Замыкает ансамбль верхняя группа памятников, которую объединяют внутренний ДВОРИК и ВЕРХНИЙ ЧАРТАК (ок. 1405 г.). Древнейшие архитектурные элементы здесь - остатки резных балок и консолей у мечети, а также небольшой минарет ХI-ХII вв.
Ядром, от которого разрослась Шахи-Зинда, является ГУРХАНА КУСАМА ИБН-АББАСА (XII в.?), подвергавшаяся неоднократным ремонтам. В ней - расписная панель и великолепное четырехступенчатое надгробие, облицованное многоцветной с позолотой рельефной майоликой XIV в. Рядом находится ЗИАРАТХАНА (1334 г.). Ее подкупольную конструкцию и купол покрывает резная поливная терракота. На одной из стен под поздними штукатурками расчищена первоначальная цветочно-растительная роспись; на противоположной стене имеется обращенная в гурхану сложноузорчатая решетка-панджара. К зиаратхане примыкает ПОМИНАЛЬНАЯ МЕЧЕТЬ (середина XV в.). Трехкратно расчлененное пространство ее перекрыто куполами на щитовидных парусах. В облицовку михраба и панелей мечети и зиаратханы введены кашинные мозаики и плитки «в шашку». К мечети ведет коридор, при входе в который из чартака навешена дверь (1404/05 г.) работы Юсуфа Ширази. Ее створы покрыты глубокой трехслойной резьбой растительного и эпиграфического орнамента. ДВОРИК ВЕРХНЕЙ ГРУППЫ оформляют порталы трех усыпальниц, две из которых выполнены мастерами единой самаркандской мастерской. Это замыкающий ансамбль МАВЗОЛЕЙ ХОДЖА АХМАДА (60-е гг. XIV в., мастер Фахри Али) и рядом - БЕЗЫМЯННЫЙ МАВЗОЛЕЙ 1360/61 г. некой знатной девицы.
В декоре обоих господствует резная поливная терракота со сложным орнаментом геометрического, растительного и эпиграфического характера при преобладании голубой тональности. Напротив, Безымянного мавзолея 1360/61 г. высятся стройный МАВЗОЛЕЙ И ПОМИНАЛЬНАЯ МЕЧЕТЬ ТУМАН-АКА (1405 г.). Портал мавзолея, его интерьер, купол на высоком барабане имеют очень стройные пропорции. Фасад облицован звучной по тону резной кашинной мозаикой, преимущественно стилизованно-растительного и эпиграфического характера. Надписи исполнил мастер Шейх Мухаммед ибн Хаджи Бандгир ат-Тугра Табризи. В интерьере мавзолея сохранились росписи синим по белому с красными вкраплениями: отвлеченный орнамент и стилизованные пейзажи. К западу от этой группы раскопками вскрыты цоколи разрушенных строений XV в.