ЗАНГИ-АТА. XIV-XX вв.

 Культово-мемориальный ансамбль, сложившийся у погребений шейха Занги-ата (ум. в 1258 г.) и его жены Амбар-биби. Над ними в конце XIV первой половине XV в. были возведены два мавзолея, перекрытые двойными куполами, из которых внеш­ние приподняты на высоких граненых барабанах.

 МАВЗОЛЕЙ ЗАНГИ- АТА включал несколько помеще­ний; ныне сохранились портал, зиаратхана и гурхана. В их декоративном убранстве - наборы из глазурованных кирпичей и кашинные резные мозаики. В гурхане стоит великолепное резное мраморное надгробие шейха (XV в.).

МАВЗОЛЕЙ АМБАР-БИБИ од­нокамерный, портально-купольный. Этот архитектурный комплекс допол­няет застройка вокруг дворика, в ко­торый обращен портал мавзолея Зенги- ата: мечеть (XIX в.) с росписями в айване, исполненными в 1870/71 г. масте­ром Кош Мухаммедом Коканди; мед­ресе (XVII в), перестроенное в начале XX в.: минарет и ворота (дарваза, 1914/15 г.) работы мастеров Кулбека и Назархана.

 МАВЗОЛЕЙ КАЛДЫРГАЧ-БИЯ. 1-я половина XV в.

 Центрическое здание, входившее в ан­самбль Шейхантаура, включает квад­ратную гурхану с глубокими нишами на осях, перекрытую стрельчатым ку­полом, три комнатки и лестницу в уг­лах. Кубовидный объем мавзолея увен­чан наружным пирамидальным купо­лом на невысоком барабане.

МАВЗОЛЕЙ ЮНУС-ХАНА. 90-е гг. XV в.

Мавзо­лей тимурида Юнусхана, правителя Ташкентского удела (ум. в 1490 г.). Имеет усложненную конфигурацию плана: центральный, крестовидный зал с выступающей наружу полувосьмигранной нишей и угловыми худжрами, развитые боковые крылья со стороны главного фасада, с помещениями в них. В зале купол основан на пересе­кающихся арках, в помещениях - звезд­чатые куполки на щитовидных парусах. Верхние части здания в 1571 г. были разрушены землетрясением и отремон­тированы в 1584/85 г. Следующий ре­монт был произведен в 1903/04 г. мас­тером Ходжа Юсупом. Входная дверь в мавзолей, богато орнаментирован­ная, исполнена кокандскими мастера­ми в XX в.

 ШЕЙХАНТАУР. XV-XIX вв.

Мавзолей Шейха Хавенди Тахура (Шейхантаур) положил начало формированию кладбищенского ан­самбля с усыпальницами, мечетями, дарвазаханой, дарсханой, обсаженной священными деревьями и пр., от кото­рого сохранились лишь этот памятник и мавзолей Калдыргач-бия. Мавзолей Шейхантаур - портально-купольное, однокамерное здание, целиком пере­строенное на старых фундаментах в недавние времена.

МЕДРЕСЕ БАРАКХАН. 1531/32 г. - 2-я половина XVI в.

Первоначально было возведено два мавзолея: один - правителя Таш­кентского удела Суюниджхана (1530/ 32 г.), второй - Безымянный (близкий по времени). В 50-х годах XVI в. они были включены в систему медресе удельного правителя Ташкента Барак-хана. МАВЗОЛЕЙ СУЮНИДЖХА­НА портально-купольный, с четырьмя угловыми помещениями и крестовид­ным залом. Зал перекрыт внутренним куполом на пересекающихся подпружных арках и щитовидных парусах, над которым был водружен наружный го­лубой купол на высоком барабане, облицованном наборами кашинной мозаики (разрушен при землетрясе­нии). Стены интерьера некогда покры­вала орнаментальная роспись с обиль­ной позолотой, а в основании их про­ходила панель с росписью, насыщен­ной золотом.  МЕДРЕСЕ БАРАК- ХАН  имеет двор, обведенный одноэтажными худжрами. Главный фасад выделен порталом с полуоктогональной нишей, в нем сохранились остатки изразцовых облицовок.   

 МАВЗОЛЕЙ КАФФАЛЬ-ШАШИ. 1541/42 г.

Зодчий Гу­лям Хусейн. Над могилой почитаемо­го духовного лица Мухаммеда Абу- Бакра Каффаль-Шаши (ум. в X в.) в XVI в. был возведен на возвышенной платформе мавзолей. Его архитектур­ные объемы создают последователь­ное нарастание от оградки к прямо­угольной призме мавзолея, увенчан­ной куполом на цилиндрическом, слег­ка сужающемся барабане, и далее к стройному порталу, на котором сох­ранились облицовки из глазурованных кирпичей и майолики. Близ мавзолея Каффаль-Шаши и медресе Баракхан расположены строения XIX-XX вв.: мечеть-намазга, мавзолей Баба-Ход­жи, медресе Муй-Мубарак.

 МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ. 60-е гг. XVI в.

Здание было возведено на краю средневеко­вого шахристана и потому сильно при­поднято над улицей, проложенной в уровне древнего рва. Медресе тради­ционной композиции: обширный двор, обведенный худжрами, с дареханой и мечетью в углах. Главный фасад - с высоким порталом, двухъярусными лоджиями и угловыми башенками- гульдаста. На портале сохранились остатки изразцового декора - глазуро­ванные кирпичи и майолики; они вос­полнены (особенно в тимпанах пор­тального свода) в 1950-х гг.