19.04.2017
ЗАНГИ-АТА. XIV-XX вв.
Культово-мемориальный ансамбль, сложившийся у погребений шейха Занги-ата (ум. в 1258 г.) и его жены Амбар-биби. Над ними в конце XIV первой половине XV в. были возведены два мавзолея, перекрытые двойными куполами, из которых внешние приподняты на высоких граненых барабанах.
МАВЗОЛЕЙ ЗАНГИ- АТА включал несколько помещений; ныне сохранились портал, зиаратхана и гурхана. В их декоративном убранстве - наборы из глазурованных кирпичей и кашинные резные мозаики. В гурхане стоит великолепное резное мраморное надгробие шейха (XV в.).
МАВЗОЛЕЙ АМБАР-БИБИ однокамерный, портально-купольный. Этот архитектурный комплекс дополняет застройка вокруг дворика, в который обращен портал мавзолея Зенги- ата: мечеть (XIX в.) с росписями в айване, исполненными в 1870/71 г. мастером Кош Мухаммедом Коканди; медресе (XVII в), перестроенное в начале XX в.: минарет и ворота (дарваза, 1914/15 г.) работы мастеров Кулбека и Назархана.
МАВЗОЛЕЙ КАЛДЫРГАЧ-БИЯ. 1-я половина XV в.
Центрическое здание, входившее в ансамбль Шейхантаура, включает квадратную гурхану с глубокими нишами на осях, перекрытую стрельчатым куполом, три комнатки и лестницу в углах. Кубовидный объем мавзолея увенчан наружным пирамидальным куполом на невысоком барабане.
МАВЗОЛЕЙ ЮНУС-ХАНА. 90-е гг. XV в.
Мавзолей тимурида Юнусхана, правителя Ташкентского удела (ум. в 1490 г.). Имеет усложненную конфигурацию плана: центральный, крестовидный зал с выступающей наружу полувосьмигранной нишей и угловыми худжрами, развитые боковые крылья со стороны главного фасада, с помещениями в них. В зале купол основан на пересекающихся арках, в помещениях - звездчатые куполки на щитовидных парусах. Верхние части здания в 1571 г. были разрушены землетрясением и отремонтированы в 1584/85 г. Следующий ремонт был произведен в 1903/04 г. мастером Ходжа Юсупом. Входная дверь в мавзолей, богато орнаментированная, исполнена кокандскими мастерами в XX в.
ШЕЙХАНТАУР. XV-XIX вв.
Мавзолей Шейха Хавенди Тахура (Шейхантаур) положил начало формированию кладбищенского ансамбля с усыпальницами, мечетями, дарвазаханой, дарсханой, обсаженной священными деревьями и пр., от которого сохранились лишь этот памятник и мавзолей Калдыргач-бия. Мавзолей Шейхантаур - портально-купольное, однокамерное здание, целиком перестроенное на старых фундаментах в недавние времена.
МЕДРЕСЕ БАРАКХАН. 1531/32 г. - 2-я половина XVI в.
Первоначально было возведено два мавзолея: один - правителя Ташкентского удела Суюниджхана (1530/ 32 г.), второй - Безымянный (близкий по времени). В 50-х годах XVI в. они были включены в систему медресе удельного правителя Ташкента Барак-хана. МАВЗОЛЕЙ СУЮНИДЖХАНА портально-купольный, с четырьмя угловыми помещениями и крестовидным залом. Зал перекрыт внутренним куполом на пересекающихся подпружных арках и щитовидных парусах, над которым был водружен наружный голубой купол на высоком барабане, облицованном наборами кашинной мозаики (разрушен при землетрясении). Стены интерьера некогда покрывала орнаментальная роспись с обильной позолотой, а в основании их проходила панель с росписью, насыщенной золотом. МЕДРЕСЕ БАРАК- ХАН имеет двор, обведенный одноэтажными худжрами. Главный фасад выделен порталом с полуоктогональной нишей, в нем сохранились остатки изразцовых облицовок.
МАВЗОЛЕЙ КАФФАЛЬ-ШАШИ. 1541/42 г.
Зодчий Гулям Хусейн. Над могилой почитаемого духовного лица Мухаммеда Абу- Бакра Каффаль-Шаши (ум. в X в.) в XVI в. был возведен на возвышенной платформе мавзолей. Его архитектурные объемы создают последовательное нарастание от оградки к прямоугольной призме мавзолея, увенчанной куполом на цилиндрическом, слегка сужающемся барабане, и далее к стройному порталу, на котором сохранились облицовки из глазурованных кирпичей и майолики. Близ мавзолея Каффаль-Шаши и медресе Баракхан расположены строения XIX-XX вв.: мечеть-намазга, мавзолей Баба-Ходжи, медресе Муй-Мубарак.
МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ. 60-е гг. XVI в.
Здание было возведено на краю средневекового шахристана и потому сильно приподнято над улицей, проложенной в уровне древнего рва. Медресе традиционной композиции: обширный двор, обведенный худжрами, с дареханой и мечетью в углах. Главный фасад - с высоким порталом, двухъярусными лоджиями и угловыми башенками- гульдаста. На портале сохранились остатки изразцового декора - глазурованные кирпичи и майолики; они восполнены (особенно в тимпанах портального свода) в 1950-х гг.