05.12.2016
В юго-западной части Узбекистана, примерно в 70 километров от пышного Самарканда, неподалёку от кишлаков Аксай и Мехнаткаш, расположенных в Нурабадском районе, находится пещера Святого Давида (Хазрата Дауда), святое место почитаемое сразу у трех мировых религий.
Пещера и её окрестности окутаны множеством легенд, которые, местные жители из поколения в поколение пересказывают паломникам и путешественникам, приезжающим посмотреть пещеру и ищут исцеление от болезней или исполнения желаний. После посещения пещеры путники часто спускаются к подножию горы, устраивают пикники и наслаждаются прекрасными видами местной природы.
По одной из легенд, иудейский царь и пророк — Давид (среди мусульман Давуд или Дауд) скрываясь от врагов, достиг этих мест. Окружённый со всех сторон, он решил помолиться и встал на колени. Молитва была услышана и Давид был наделён сверхъестественной силой. Он раздвинул руками скалу и скрылся в образовавшейся пещере. Именно эта пещера, ставшая объектом паломничества, привлекает верующих последние несколько веков.
У входа в пещеру видны следы гигантских колен, а на её стенах отпечатки огромных пальцев. Пещера находится на высоте около 1250 метров, и для того, чтобы подняться к пещере, нужно пройти проложенных вверх по склону горы 1303 ступени. Посетив небольшую мечеть на вершине и помолившись там, нужно пройти по противоположному склону и спуститься на 200 ступенек вниз, где и находится вход в пещеру.
Сама пещера шириной от 0,5 до 4 метров, высотой около 15 метров и длиной около 60 метров представляет собой темный туннель, освещённый несколькими лампами, в конце которого видны отпечатки ладоней и ступней Давида. Паломники загадывают желания, прикоснувшись к этим отпечаткам, и верят в его чудодейственные способности. Кроме того на протяжении всего подъема вдоль лестницы тянутся торговые ларьки, где у Вас будет возможность купить воду, лекарственные травы, шкуры и зубы диких животных и разные сувениры.
По арабской легенде, пророк Дауд был отправлен Аллахом на Восток проповедовать единобожие. Хазрат Дауд своими проповедями разгневал живших здесь зороастрийцев, которые стали преследовать его. Дауд, взмолившись к Аллаху, смог руками раздвинуть камни и укрыться в образовавшейся пещере горы.
По другой легенде, Давид искал место, чтобы отдохнуть перед битвой с Голиафом. Ангелы перенесли Давида в горную местность неподалеку от Самарканда, но демоны нашли его и принесли ему на своих спинах великана Голиафа для битвы. Тогда Давид помолился Богу с просьбой спрятать его, потому что он ещё не был готов к битве. Он бежал от них, пока на его пути не встали большие скалы. Поверив, что Бог защитит его, Давид начал рыть в каменной глыбе, чудесным образом ставшей в его руках как воск. Он прошел вглубь скалы, оставив Голиафа, ударяющего своей дубиной и ногами по скале. По поверьям, следы гигантских колен и отпечатки пальцев у входа на пещеру принадлежат именно Голиафу, преследовавшему Давида.
По преданиям, сохранившемся в кишлаке Аксай, в окрестностях пещеры «Хазрати Довуд» существовали мифические девушки Пари. Согласно легенде, однажды на закате пастух в поисках лучших пастбищ для своих овец вышел в уединенное ущелье у подножия горы и заснул под кустом на берегу небольшого ручья. Среди ночи, когда наступило полнолуние, его внезапно разбудили звуки смеющихся девушек. Незаметно пробравшись к ручью, он увидел там несколько купающихся и расчесывающих волосы обнаженных девушек Пари. По местным поверьям, если Пари заметит, что человек наблюдает за её наготой, то она навсегда лишит его ума, может навести порчу и иные несчастья на весь его дом, род или даже селение. Пастух убежал, не оглядываясь, и запретил своим сыновьям и внукам даже издали приближаться к ущелью, где обитали пари. Среди местного населения есть поверье, что из-за этого окрестности кишлака оставались нетронутыми и безлюдными вплоть до сегодняшнего времени. В этих краях только около 200 лет назад поселились люди, и некоторые из них до сих пор избегают посещать эти безлюдные места, особенно ночью, поскольку у водопада, спадающего с горы, в полнолунные ночи будто слышны странные звуки, похожие на смех, и мелькают среди скал призрачные силуэты девушек.
Источник (Национальная Энциклопедия Узбекистана)