07.11.2016
История Средней Азии представляет глубокий, захватывающий интерес. Немногие страны испытали столько превратностей судьбы, столько воин, нашествий, кровавых смут и усобиц, как Средняя Азия. Расположенная на перепутье, с одной стороны между северной и южной частями Азии, а с другой – между Китаем, Западной Азией и Европой, страна эта с древнейших времен служила как местом столкновения самых разнообразный народов и культур, так и ареной деятельности величайших азиатских завоевателей. Кир, Александр Македонский, Чингиз – хан, Тимур и Надир-шах, не считая множества других, менее известных, но столь же необузданных и алчных восточных завоевателей, которые проходили со своими полчищами вдоль и поперек эти земли, оставляя после себя потоки крови, опустошенные селения и груды дымящихся развалин. Промежутки между войнами и нашествиями были редки и не продолжительны. Едва под влиянием более счастливых условий в Средней Азии начинала восстанавливаться жизнь и развиваться культура, как новая волна полудиких кочевников заливали страну, сметая все на своем пути и обращая цветущие оазисы в мертвую пустыню. Так протекали века и тысячелетия в борьбе кочевых элементов с непонятной и ненавистной им оседлой культурой, в борьбе между варварством и просвещенностью.
Судьба Средней Азии представляют, однако, выдающийся интерес не только трагизмом происходивших здесь событий, но и важностью их для истории всей человеческой культуры.
Первым крупным и вполне достоверным историческим событием в жизни Средней Азии было завоевание ее основателем персидской монархии Киром (558 – 529 до н.э), который расширил свои владения до реки Яксарта ( Сырдарья), подчинив себе Бактриану, Согдиану, Хорезм, а может быть и Маргиану ( Мерв). В последствии бактрийцы и саки несколько раз возмущались, желая возвратить себе свободу, но были покоряемы персами снова и находились под их властью вплоть до разгрома персидской монархии Александром Македонским. По сообщению Геродота, во времена Дария Гистаспа ( 521 – 486 г. До н.э) Бактриана с Маргианом, Согдиана, Хорезм и земли саков входили в число сатрапий персидского царства, при чем Бактриана вносила в казну ежегодно 360 талантов.
Персидская монархия после долгой и упорной борьбы была покорена Александром Македонским, при чем, некоторые эпизоды этой борьбы разыгрались в пределах территории Средней Азии. Преследуя бактрийского сатрапа Бесса, убившего последняго из ахеменидов - Дария Кодомана, разбитого при Гавгамел - Александръ Македонский, зимой 330-329 г. до н. э., с небольшим войском (около 30.000 человек) перешел Гинду-куш, взял Бактру, переправился при помощи шкур, надутых воздухом (гупсар), черезъ Оксъ (Амударья), вероятно у Чушка-гузара при Келифа, и двинулся через Шехрисебс (Шаар-сабиз) к столице Согдианы Мараканде (Самарканд). Завладев Маракандон и оставив там гарнизон, Александр истребил в горах, вероятно около ущелья Джилян-ута (ворота Тамерлана) в хребте Нура-тау, до 20.000 местного населения, которые перебили его фуражиров, и вышел к Яксарту (Сырдарья) близ нынешнего Ходжента. Усмирив затем жестокими мерами возмутившееся население в Ушрусане, лежавшей у подошвы Туркестанскаго хребта между горами Нура-тау и нынешним Ходжентом, и разрушив там семь городовъ, в том числе и главный, храбро сопротивлявшейся, Кирополь (Ура-тюбе), Александр возвратился на Яксарт и построил в течете 17 дней город Александра (Александрия эсхата - Александрия дальняя), стена которого имела 60 стадий в окружности. Отпраздновав основание Александрии, находившейся, по-видимому, вблизи Ходжента, жертвоприношениями и гимнастическими играми, Александр на плотах и гупсарах переправил свое войско через Сырдарью и разбил собравшихся здесь полчища скифов (саков). В это же время пришли вести об уничтожение в долине Политимета (Зеравшана) сподвижником Бесса, Спитаменом, македонского отряда, посланного на выручку осажденного туземцами гарнизона Мараканды, Александр немедленно двинулся к этому городу, преследовал Спитамена, но не догнал его и, обратив свое мщение на местных жителей, избил более 120.000 человек. Затем, подчинив себе среднюю и нижнюю часты долины Зеравшана и пройдя по всему течение реки, которая тогда, как и ныне, терялась в песках, Александр отправился зимовать, по Квинту Курцию, в Бактру, а по Арриану, в Зариаспу, которую многие считают той же Бактрой, а друге подразумевают под ней Бейкенд, лежавший в низовьях Зеравшана, или древний город Хорезма Хазар-асп, существующий и поныне.
Весною 328 года Александр предпринял поход в Маргиану (Мерв), где построил несколько укренлений, и отправился вновь в возмутившуюся Согдиану и в Мараканду. Усмерив Согдиану, что оказалось делом сравнительно легким, в особенности после смерти храбраго Спитамена, убитаго масагетами, Александр устроил колоссальную охоту в заповедных лесах страны Базара, при чем соб-ственноручно убил огромного льва (возможно, что львы в те времена водились в Средней Азии, так как они водились в Персии), а затем отправился из Мараканды на зимовку в Наутаку, занимавшую вероятно часть теперешней южной Бухары. Во время своего пребывания в Мараканде, Александр часто предавался излишествам и во время одной из попоек убил, в раздражении, своего приближенного Клита. Весною 327 года Александр предпринял новый поход для покорения горных стран, лежавших по правым протокам Окса, при чем при взятии одной из крепостей ему досталось в руки много знатных жителей тех земель, в том числе жена и дочь бактрийского влиятельного князя Окиарта. Пленившись красотой - дочери Оксиарта Роксаны, Александр взял ее в замужество, что сблизило его с местной бактрийской и согдийской знатью и облегчило упрочнение македонского владычества в стране. Овладев, затем рядом областей и городов (маршрут похода, по Григорьеву, пролегал через такие города как: Шир - Абад, Кабадиан, Термез, Куляб, Сарыпуль, Гиссар, Сарыджуй, Денау), Александр переправился через Окс у Патта-гиссара и возвратился в Бактру. Отдельный греческий отряд отправился еще дальше - вероятно в Харваз и через Бадахшан прибыл также в Бактру. В том же 327 году Александр отправился через Гипду-куш в поход на Индии и уже более не возвращался в Среднюю Азию.
Так закончился один из интереснейших эпизодов древней истории Средней Азии, продолжавшийся два года пребывания в ней Александра Македонского. Благодаря покровительству судьбы и своим военным способностям, этот завоеватель сравнительно в короткое время покорил огромную неведомую страну, население которой исчислялось, вероятно, миллионами. Нельзя не удивляться успеху горсти греков, заброшенных за тысячи километров от родины среди воинственного и свободолюбивого, но не сумевшего сплотиться для отражения врагов населения. Результатом походов Александра было совершенное опустошение Утрусаны и большей части Согдианы, некоторое расширение сведений о Средней Азии и постройки нескольких укреплений и Александрии. Что же касается культурного значения греческого завоевания, то оно было не велико. Память об Александре Македонском до настоящего времени жива в Средней Азии – имя его (Искандер) носит озеро Искандеркуль (Таджикистан) в верховьях Фандарьи, левого притока Зеравшана, а местное придание в Шир – Абаде (Шерабад, расположенный в 60 км к северу от Термеза) говорит, что город этот видел под своими стенами воинов Александра.
Продолжение следует......