Будучи с незапамятных времен ареной жизни деятельности и борьбы множества народов и одним из древнейших центров человеческой культуры, Средняя Азия представляет огромный интерес  в археологическом отношении. Каждый народ, каждая религия и каждая культура,  сменявшая друг друга на протяжении тысячелетий, должны были оставить после себя следы, сохраняющиеся более или мене продолжительное время. И действительно, некоторые из этих следов, в особенности развалины городов, селений и построек встречаются почти на каждом шагу, покрывая обширные пространства и свидетельствуя об угасшей жизни и исчезнувшем населении.

Огромное большинство этих остатков старины в Средней Азии относится, однако, к сравнительно недавнему мусульманскому периоду; Даже тысячелетние памятники представляют большую редкость, а от времени греко-бактрийского царства сохранились лишь находимые здесь и там монеты. Такое странное, на первый взгляд, явление находит себе объяснение в особенностях страны и культуры обитавших здесь народов. Большинство последних, даже почти все они, были кочевниками, которые лишь по истечении столетий, смешавшись с оседлым более культурным населением, покидали свои шатры.  Предметы обихода кочевников были до крайности несложны, а войлочная юрта составляла для них, наиболее удобное и легко переносимое с места на место жилище. Понятно, что подобные народы, несмотря на все их могущество и обширность подвластной им территории, не могли оставить никаких памятников старины, и все кочевые империи, сменявшие одна другую, исчезли почти бесследно. Македоняне были лишь временными завоевателями страны, а греко- бактрийцы и все вообще иранское оседлое население южной части Средней Азии обитали в глинобитных небольшого размера постройках, а это редкие, лишь весьма немногие следы. Землетрясения, весьма частые в Средней Азии, довершали это разрушение, и нередко, уже через несколько столетий, единственными остатками больших населенных городов являлись жалкие обломки стен, груды глины и бугры, едва возвышавшиеся среди безбрежной степи.

В позднейший период, с развитием культуры и расцветом наук и искусств, при саманидах и в особенности при тимуридах, и в Средней Азии проявилось стремление к сооружению монументальных зданий. Тимур и его потомки украсили свои владения многими мечетями, мавзолеями и сооружениями для учебных целей, представляющими прекрасные образцы зодчества, развалины которых и поныне являются достопримечательностями не только бывшей столицы Тимура, Самарканда, но и всей Средней Азии.

Главные памятники минувших веков в Средней Азии могут быть разделены на следующие группы: 1) следы доисторического человека, 2)кладбища, могилы, каменные бабы, надгробные памятники, костехранилища и другие остатки погребального культа, 3) надписи и изображения на скалах и камнях, 4) развалины городов и зданий, курганы, городища, остатки оросительных каналов и 5) монеты, изразцы, сосуды и другие предметы домашнего обихода.

Исследования памятников доисторической эпохи началось лишь с 1904, когда американская экспедиция, под руководством Пемпелли, приступила к раскопкам в Закаспийской обласи близ Анау и в Гяур-кала, древнейшим городище старого Мерва. Исследование  курганов близ Анау привело к установлению, по характеру керамики, четырех культурных эпох, из которых первые три относятся к медному и бронзовому, а последняя к железному веку.  Возможно, что к доисторической эпохе относятся и пещеры, встречаемые местами в лессовых обрывах (берега Мургаба и др.).

Весьма распространенными в Средней Азии являются разнообразные памятники погребального культа, относящиеся к разнообразным эпохам и состоящие из могил, кладбищ, надгробных памятников , костехранилищь и т.п.  К памятникам этого рода относятся и так называемые каменные бабы, т.е. изваяния,  которая ставилась древними обитателями северной части края на местах погребения знатных людей. Область распространения каменных баб весьма обширна и занимает не только северное предгорья Тянь – Шаня до Таласскаго Алатау, но и некоторые районы гор, не исключая берегов Иссык-куля и Сон-куля. В особенности часто попадаются эти названия у северной подошвы Александровского хребта и в его ущельях, близ Аулие – ата, Мерке, Токмака и Пишпека, в бассейн Сусамыра и даже в Ташкенте.

Каменные бабы обыкновенно находят около или среди груд камней, насыпавшихся на могилу, нередко зарытыми в землю по шею. Одни из этих баб имеют вид продолговатой глыбы камня, на верхнем конце который грубо высечено изображение головы или только лица, другие же представляют более совершенные изваяния, изображающие мужские или женские фигуры ниже пояса, иногда с кривой саблей на боку и чашей в руках. Изваяния эти, в общем, сходны с каменными бабами, находимыми в киргизском крае и на востоке и юге Европейской России; эпоха их неизвестна, но вероятно они сооружались одним из тюркских кочевых народов. По словам Гильома де Рубрука, путешествующий в XIII века по Средней Азии, у половцев (кипчаков) был обычай делать над могилой умершего насыпь и ставить на нее статуи с лицом, обращенным на восток, и с чашею в руках. К этого же рода памятникам должны быть отнесены древние исторические кладбища, встречающиеся местами в Семиреченской области близ Пишпека и Токмака, с надгробными камнями, на которых высечены изображения креста и сирийско-тюркские надписи, относящиеся преимущественно к периоду с XIII по XIV столетий. Несторианам в Средней Азии удалось обратить в христианство некоторые тюркские народности еще в VIII века, что не мало способствовало смягчению нравов этих кочевников и распространению среди них культуры. Яхбалах, сделавшийся в 1281 году несторианским патриархом, быть тюрком из племени Хатай. К числу памятников погребальных обычаев древних обитателей Туркестана принадлежат также так называемые глиняные гробы или оссуарии, найденные при раскопках в Ташкенте, Самарканде и Закаспийской области. Оссуарии делались из глины, известно два их типа; одни из них имеют вид четырехугольных ящиков около 62 см. длины, 35 см. ширины и 26 см. высоты, а другие – овальных коробов еще меньших размеров, не могли служить для погребения, а предназначались лишь для хранения костей, являясь, таким образом, не гробами, а костехранилищами. Костехранилища эти, относящиеся к древнейшим памятникам старины в Туркестане, принадлежат к до мусульманскому огнепоклонническому населению, погребавшему мертвых согласно ритуалу маздеизма. Ритуал этот, насколько можно судить по некоторым указаниям например, по сообщениям Табари и Наршахи о смерти Бухар-Худата Тугшаде в 739г.,допускал отделение мяса покойника от костей с целью перевозки последних для погребения или хранения в другом месте. Что касается надгробных памятников мусульманского периода, то таковые рассеяны повсюду и некоторые из них, как, например, мавзолей Гур-Эмир и Шах-Зинда в Самарканде представляют большой интерес в историческом и художественном отношениях.

Надписи, знаки и изображения, высеченные на скалах и камнях, также нередки в Средней Азии. Таковы, например, древне-тюркские надписи в долине Таласа, изображения буддийских божеств с тибетскими и калмыцкими надписями на Или, надписи Улугбека и Абдулла-хана в джилянь-утинском ущелье, близ Джизака, знаки и изображения на скалах в верховьях Пянджа, изображения людей и животных в горах Кендык-тау Семиреченской области и т.п. Развалинами зданий, селений и целых городов, курганами, городищами и остатками оросительных каналов буквально усеян весь Туркестан; памятники этого рода встречаются в некоторых местностях почти на каждом шагу, свидетельствуя о жизни, которая некогда  кипела там, где ныне расстилается безотрадная пустыня и с места на место пересыпаются пески. Таковы развалины богатых и населенных городов Мерва, Термеза, Месториана, Дженда, Джаны-кента и множество других населенных центров древнего Туркестана. От Отрара, где в 1405 году умер Тимур, осталась лишь бывшая цитадель – плоский бугор, еле возвышающийся над пустынной степью, изрезанной старыми оросительными каналами и покрытой здесь и там обломками кирпича и битой  глиняной посуды. Немного больше сохранилось от Афросиаба, бывшего некогда шахристаном (внутренним городом)  Самарканда и первоначальным городским населением, возникшим здесь в до мусульманский период. Раскопки Бартольда в 1904 году открыли здесь остатки построек эпохи саманидов. Значительно лучше сохранились постройки эпохи тимуридов, но и они сильно пострадали от времени, землетрясений и в сущности представляют лишь остатки прежнего величия (которые за годы Независимости были отреставрированы и вернули свою прежнею красоту).

Наконец, о минувших временах свидетельствуют также монеты, керамические, стеклянные и металлические изделия и другие предметы, находимые при раскопках на старых городищах, в могилах и т.п., в особенности часто встречаются керамические, а местами и стеклянные изделия, которыми с давних пор славилась Средняя Азия; уже в V веке здесь существовало производство разноцветного стекла, а в VII – VIII веке стеклянные изделия красного и изумрудного цвета вывозились даже в Китай. Древнейшими из находимых в Туркестане монет являются греко-бактрийские; затем, чаще других встречаются монеты саманидов, хорезмшахов, тимуридов, шейбанидов и сельджукидов.